...
Реєструйся

Личное — в дело!


Работодатели стали предъявлять требования к сотрудникам, которые касаются их привычек и взглядов на жизнь

В крупном рекламном агентстве R&I Group на первом же собеседовании кадровик тестирует соискателя на чувство юмора. «Клиент приходит к нам за креативным проектом и должен видеть перед собой веселых раскованных людей, — поясняет Юний Давыдов, генеральный директор компании. — Для нас чувство юмора — как хорошие зубы для стоматолога. Показываем товар лицом». К тому же американские ученые недавно выяснили, что хорошее настроение и смех повышают производительность труда. Смех объединяет, продолжает Давыдов. И берет на работу сотрудников с широкой американской улыбкой.

Хотите устроиться на работу, но не уверены в своем чувстве юмора? Проверьте не только юмор — лучше вспомните все свои пристрастия, привычки и хобби. Потому что про них, вероятно, спросят. Работодатели все чаще ищут не просто профессионалов, а именно людей, близких им по духу. И у всех свои собственные идеи. Кадровики могут спросить и про религиозные взгляды, и про семейное положение, и даже про отношение к окружающей среде.

Это не просто прихоть. По данным опроса портала SuperJob.ru, для 91% россиян неблагоприятный психологический климат в коллективе — веская причина, чтобы уволиться. Вот руководители и поняли, что эффективнее формировать хорошую атмосферу в коллективе с нуля — с набора сотрудников, которым бы было комфортно вместе. Такая возможность у бизнесменов появилась с кризисом: предложение на рынке труда расширилось, появилась возможность торговаться и выбирать — в том числе и руководствуясь не чисто профессиональными соображениями, говорит генеральный директор рекрутингового агентства «Триумф» Ирина Крутских.

Творческий директор креативного агентства Lebrand Евгений Гинзбург, когда проводит собеседование, всегда интересуется, как у кандидата обстоят дела с нецензурной лексикой и открытым проявлением эмоций. Если плохо, он такого на работу себе, наверное, не возьмет: «У нас сотрудники и матерятся, и рыдают, и ругаются. А че? Творческие же люди. Поэтому к себе мы ждем таких же — внутренне свободных специалистов».

Внутренне свободных специалистов ждут и в другом рекламном агентстве. Там 30-летнюю москвичку Елену Семенову, когда та пробовалась на должность секретаря, спросили, как она относится к вредным привычкам. Плохо, с ходу дала Елена неверный ответ. Директор покачал головой. В этом агентстве, которое занималось продвижением брендов элитного алкоголя, было принято проводить утреннюю планерку за стаканчиком виски. Курили в агентстве все, начиная от генерального директора и заканчивая уборщицей, прямо на рабочем месте. Елену все равно в итоге взяли, но она сама через три месяца уволилась: «Поняла, что сопьюсь».

Но это скорее исключения из правила. Все больше работодателей ждут у себя трезвенников и некурящих сотрудников. И чтобы не матерились. Курит, например, в России каждый второй. Так что половина кандидатов отпадают сразу, а это все-таки слишком сужает выбор. Поэтому в ход идут в основном более мягкие — стимулирующие — меры. На собеседовании курильщика спрашивают, готов ли он отказаться от вредной привычки, и предлагают в качестве поощрения прибавку к зарплате.

Но это — понятные требования, в духе, так сказать, мировой моды: весь развитый мир нещадно борется с курением в офисах. Требовать от будущего сотрудника, чтобы он заботился об окружающей среде, тоже модно и современно. Многие начальники настаивают, чтобы персонал участвовал в корпоративных субботниках, экономил бумагу и даже пользовался сумками-авоськами вместо пластиковых пакетов.

Следующий шаг — вегетарианство. Распространенная вещь — кандидата предупреждают, что офисная кухня рассчитана только на вегетарианцев, а приносить с собой мясо категорически запрещено. Зато если кандидат вегетарианец — как он будет рад, что станет работать вместе с единомышленниками! Он даже согласится на меньшую зарплату. И работать будет с энтузиазмом.

Например, работающая в дилерской компании 38-летняя Марина Ефимова, высококвалифицированный бухгалтер с 15-летним стажем, — убежденный вегетарианец. И каждый день идет на службу как на праздник. Когда она пришла устраиваться на работу, первый вопрос был, носит ли она одежду из меха. В этой компании под запретом даже ремни из натуральной кожи. Непонятно, фирма ли это, нацеленная на прибыль, или идеологическая ячейка. Да, в Трудовом кодексе про животных ничего не написано, признает Марина, но представьте себе коллектив зоозащитников, а на вешалках — шубы из натурального меха: «Да мы бы озверели и съели друг друга!»

Алиса Филони, владелица небольшой консалтинговой компании в Нижнем Новгороде, с недавнего времени стала заниматься йогой перед работой. «Я поняла, что легче справляюсь со стрессом, — говорит Алиса, — и решила, что моим подчиненным небольшая зарядка не помешает». Она тоже отучает сотрудников курить (но без особого успеха — сотрудники прячутся в туалете) и заказывает в офис кофе без кофеина.

Другие руководители пытаются объединить сотрудников каким-нибудь общим хобби, чаще всего близким им самим. Вера Анисцына, глава группы подбора персонала кадрового центра ЮНИТИ, рассказывает, что руководство одной из IT-компаний требовало, чтобы кандидаты увлекались рафтингом или спортивным ориентированием. Аргумент был примерно такой: готов прыгнуть с парашютом или покорить Эверест, значит, работать точно будешь хорошо.

«Нам нужны яркие личности, а не офисный планктон, — объясняет Людмила Гайдай, менеджер по персоналу аудиторской компании «Грант Торнтон». — Если работник не может реализовывать себя вне работы, то получится ли у него это сделать в стенах офиса, в строгих рамках корпоративной культуры?» В стенах своего офиса Гайдай собрала настоящих энтузиастов: Юлия Орловская, кредитный контролер в финансовом департаменте, занимается подледной рыбалкой, а теперь еще и приобрела дорогой телескоп — изучает звезды. У другой сотрудницы титулы по кикбоксингу и фехтованию. Третья снимается в кино и поет джаз. Четвертая — профессиональный кулинар и любительница путешествий на яхтах. И они развлекаются все вместе: недавно, например, докладывает руководительница, «большим культурным событием стало совместное посещение самой громкой в этом сезоне выставки — экспозиции картин Пабло Пикассо».

Психологи в целом поддерживают отбор сотрудников по непрофессиональным признакам. «Среди единомышленников человек чувствует себя более комфортно и уверенно, — говорит психолог Мария Егорова. — Меньше времени и сил уходит на разрешение рабочих конфликтов». Кроме того, можно сэкономить на тимбилдингах*.

Проблема в том, что такие требования со стороны работодателя — по сути дискриминация и прямо противоречат Трудовому кодексу. Так называемые этические требования к соискателям незаконны, поясняет Ирина Берлизова, юрист адвокатского бюро «Крикунов и партнеры». Но привлечь за это к ответственности практически невозможно. Еще пойди докажи, что специалист не получил работу, потому что ест мясо или не любит ходить на выставки.

Если верить рекрутинговому агентству «Триумф», самая привычная тема для обсуждения с кандидатом — есть у него семья или нет. Это понятно, но еще два года назад все искали неженатых и незамужних, говорит Ирина Крутских из «Триумфа», а теперь, наоборот, семейных, потому что они ответственные и лояльные. Но самый последний тренд, утверждает президент группы компаний HeadHunter Юрий Вировец, — подбирать сотрудников по религиозному и национальному признаку. Крупная компания, которая занимается продажей инженерного оборудования, недавно поручила хедхантерам искать исключительно православных. Руководитель объяснил хедхантерам, что у них принято молиться перед обедом и соблюдать пост. Светскому человеку там действительно будет непросто.

Источник: forbes.ru

_______________________________

*Тимбилдинг, или Командообразование (англ. team building — построение команды) — термин, обычно используемый в контексте бизнеса и применяемый к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды. Идея командных методов работы, заимствованна из мира спорта, и стала активно внедряться в практику менеджмента в 60 – 70 годы XX века. В настоящее время тимбилдинг представляет собой одну из перспективных моделей корпоративного менеджмента, обеспечивающих полноценное развитие компании, и является одним из наиболее эффективных инструментов управления персоналом. Командное строительство направлено на создание групп равноправных специалистов различной специализации, сообща несущих ответственность за результаты своей деятельности и на равной основе осуществляющих разделение труда в команде. (Википедия)

Матеріали до теми


Соціальна відповідальність роботодавця охоплює за певних умов і пенсійне забезпечення колишніх працівників
Соціальна відповідальність роботодавця (його правонаступника) охоплює не лише економічні обов’язки перед працівниками, а й містить соціальну й етичну складову, що ...
Законопроєкт № 10449: що потрібно знати про мобілізацію в Україні
Верховна Раді 30 січня 2024 року зареєструвала урядовий проєкт Закону про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо окремих ...
Відмінності виконання роботи за трудовими і цивільно-правовими договорами
Право на працю в Україні реалізується переважно шляхом укладання трудового договору між працівником та роботодавцем. При цьому трудовий договір треба ...