...
Реєструйся

Пенсии раздора. Государство готово забирать у богатых, но не спешит делиться с бедными


Не до конца оправившись от потрясений, связанных с протестами против Налогового кодекса, правительство разработало и утвердило план не менее дискуссионной пенсионной реформы – четвертой среди мер, которые власть приготовила для обновления страны…

Для этого, конечно, есть существенные основания, связанные с тем, что придуманная еще Бисмарком солидарная пенсионная система из-за демографических сдвигов практически близка к кончине, причем не только в Украине, но и в странах Европы. Реформа нужна, но и проводить ее следует очень осторожно, чтобы не наломать дров.

Напомним, что первый вице-премьер Николай Азаров инициировал в 2004 году растянувшуюся до сегодняшнего дня пенсионную реформу. Начиналась она на пике экономического подъема и накануне президентских выборов, а потому основывалась на популистских декларациях о социальной справедливости. Речь шла о том, что санитарка и хирург высшей категории не могут получать одинаковую зарплату и, соответственно, пенсию. Точно так же, согласно пропагандировавшемуся тогда пониманию справедливости, нельзя уравнивать тех, кто имеет минимальный стаж, и тех, кто официально работал всю свою жизнь.

Теперь в понимание социальной справедливости привносятся дополнительные нюансы. Президент Украины Виктор Янукович говорит: «Мы должны строить эффективную страну и справедливую для людей. Когда речь идет о пенсионной реформе…» И при этом, по его мнению, недопустима огромная разница (в 100 раз) между размерами минимальной и максимальной пенсий. «Я обращаюсь ко всем вам. Мы все с вами одинаковы, мы все с вами люди. И мы не можем так унижать бедных людей. В конце концов, мы должны, как говорят, и о Боге подумать. Нельзя такое дальше творить», – сказал Президент. И он, конечно, прав. Особенно в том, что касается тех, кто всю жизнь работал, а пенсию получил нищенскую. Вот только удивляет подход. Государство лишь наполовину следует принципам Робин Гуда: оно забирает у богатых, но пока не спешит отдавать бедным. Их противопоставляют друг другу, обвиняя тех, кто правдами и неправдами заработал суперхорошую пенсию, в бедах большей части пенсионеров. Смысл? Эти две категории хотят как бы сблизить, но не за счет того, что добавят бедняку, а путем экспроприации богатого. На каком, собственно говоря, основании? Если заработал, если не нарушил законов, оформляя пенсию, то тут все-таки непозволительно говорить о социальной несправедливости…

Более того, любые пенсионные системы могут исходить только из того, что пенсия должна быть заработана. Если сегодня, исходя из потребностей сиюминутной пропаганды и агитации, игнорировать этот принцип, то можно заложить очень опасную мину под будущее пенсионной системы, которая представляется не иначе, как накопительной. Ведь и тогда кому-то может прийти в голову требовать равенства пенсионеров… скажем, бродяги и академика, охранника в супермаркете и менеджера крупной и успешной компании.

Социальная справедливость, безусловно, правильный и даже великий лозунг, но в демократических государствах он реализуется, в первую очередь, налоговой системой, которая требует от богатых платить за роскошь. Мы же до этого никак не дойдем. Налог на роскошь в нашем парламенте не проходит. И даже новый налог на доходы физических лиц (мало- или слабодифференцированный) очень тщательно оберегает настоящих богатых, вводя повышенную ставку (17%) уже с уровня, который является всего лишь самым нижним пределом, достойным человека.

Наш Президент, как представляется, это хорошо понимает. Обращаясь недавно к гражданам страны по поводу юбилея Всеобщей декларации прав человека, он отметил, что ее положения закреплены в Украине лишь формально. Он осознает, что «базовые принципы, провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека, нередко являются не нормой для исполнения, а лишь лозунгом».

Сумеет ли Янукович преодолеть эту негативную традицию? В это хотелось бы верить, но новые и новые лозунги власти постоянно сужают пространство доверия. Так, в минувшую субботу, после завершения заседания Совета глав государств СНГ в Москве, Президент рассуждал: «Как сократить дефицит Пенсионного фонда? Будем сокращать за счет совершенствования системы государственного управления». Звучит, конечно, красиво, но, как известно, компенсации уволенным чиновникам съедят всю экономию от реформы управления, тогда как реального повышения эффективности вновь создаваемой системы еще ждать и ждать…

Скорее всего, Украина будет вынуждена бороться с дефицитом Пенсионного фонда и так называемым неравенством среди пенсионеров даже не по своему разумению, а именно так, как того требует от нее Международный валютный фонд. Как показывает переписка американских дипломатов, с которой можно ознакомиться на сайте WikiLeaks, список и содержание реформ, проводящихся теперь в Украине, были разработаны для получения решения о кредите МВФ на 16 миллиардов долларов. Ведущее место при этом отводилось пенсионной реформе. По данным WikiLeaks, которые привел портал «Хвиля», пенсионные преобразования в Украине по версии МВФ пойдут куда дальше, чем об этом можно судить из выступлений представителей украинских властей.

Итак, от нас требовалось повысить пенсионный возраст на два года для мужчин и на три года – для женщин, ликвидировать право на уход на пенсию раньше пенсионного возраста для отдельных категорий (милиционеров, военных и т.д.) и перестать считать год стажа на опасных предприятиях за два года, отменить специальные пенсионных системы, распространяющиеся на научных работников, государственных служащих, а также, добавим от себя, на журналистов государственных СМИ. Велели ограничить пенсии работающим пенсионерам.

Насколько полно будет выполнять требования МВФ украинская власть? Похоже, сегодня она еще не готова до конца раскрыть свои карты и лишь с помощью отдельных высказываний и утечек информации ведет зондаж и глубокую разведку общественного мнения, всячески пытаясь его успокоить. Например, заместитель министра труда и социальной политики Константин Ващенко сообщил: «Вероятнее всего, что повышение пенсионного возраста будет, но еще раз хотел бы повторить, что не будет просто огульное повышение, ничем не компенсированное и не сбалансированное. Мы будем искать и ищем сегодня возможности для того, чтобы найти компромиссное решение и заинтересовать людей». При этом чиновник повторил уже неоднократно звучавшие уверения, что повышение пенсионного возраста будет проводиться постепенно, на полгода ежегодно на протяжении десяти лет. Он также заверил, что «обязательно будут еще консультации» с МВФ и «попытки найти компромисс по тем вопросам, на которых они настаивают».

Между тем в СМИ просачиваются очень тревожные «утечки» из одобренного на днях правительством законопроекта о пенсионной реформе, в сравнении с которыми, повышение пенсионного возраста для женщин выглядит детской игрушкой. Во-первых, на это прокрустово ложе могут попасть не только женщины, но и мужчины, сейчас, как правило, уходящие из жизни не дожидаясь установленного им пенсионного срока.

Но, пожалуй, острее всего будет встречена в обществе попытка обложить пенсии подоходным налогом. Представляется, что только один этот пункт выведет на улицы миллионы людей. Причем не обязательно пенсионного возраста. Непредсказуемые последствия могут быть и у намерения правительства на 50% сократить пенсии трем миллионам работающих пенсионеров, установив их на уровне четырех прожиточных минимумов. В 2011 году приостановят выход на досрочные пенсии (до достижения пенсионного возраста) военнослужащих. Могут быть заморожены специальные пенсии и спецдоплаты к пенсиям за особые заслуги. Правительство собирается экономить также на отмене повышения пенсии на 1% за каждый год трудового стажа, превышающий 20 лет для женщин и 25 лет – для мужчин.

В то же время, в обществе раздаются здравые голоса, которые считают, что пенсионная реформа не может состоять только из мер типа повышения пенсионного возраста для женщин, якобы направленных на оздоровление Пенсионного фонда. В частности, директор Института демографии и социальных исследований НАНУ Элла Либанова считает, что солидарная система, которая должна быть более сбалансированной, безусловно, требует реформирования. Но одновременно, по ее словам, необходимо внедрять накопительную систему и ускорять развитие добровольного пенсионного страхования. Несколько иного мнения народный депутат (ПР), глава Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах. «Я бы начинал пенсионную реформу не с пенсионного возраста. И уверен, что придется внести коррективы, речь идет о том, что пенсионная реформа должна быть комплексная и должна учитывать все направления, и это не на один год работы, – говорит он и продолжает: – А пенсионный возраст – это часть проблемы, правительство, к сожалению, идет не по тому пути. Спросите любого человека на улице – что такое пенсионная реформа в Украине, к сожалению, будет ответ таков: это повышение пенсионного возраста для женщин – это неправильно».

Нечто новое внес вчера в понимание реформ, осуществляемых Партией регионов, лидер соответствующей фракции в парламенте Александр Ефремов. По его словам, «идеальный вариант – пройти непопулярную часть реформ до июля следующего года». Дальше, как утешает глава фракции, в бюджет могут влиться поступления, которые «позволят уже в 2012 году выйти на совершенно другой по своему качественному уровню государственный бюджет». Как говорится, блажен, кто верует…

Виталий КНЯЖАНСКИЙ (День, № 229, 14 декабря 2010)

Источник: День

Матеріали до теми


ТЦК та СП ігнорує відстрочку заброньованого: чи можна оскаржити в суді?
Вже понад рік діє оновлений порядок бронювання. Він надає можливість бізнесу подавати на бронювання критично важливих працівників і отримувати для ...
Актуальні питання обліку ВПО в центрі зайнятості під час воєнного стану
Питання оформлення на облік у центрі зайнятості не втрачають своєї актуальності, тим паче в період дії воєнного стану, коли люди ...