...
Реєструйся

Система образования – реформа за реформой


На нынешнем этапе в Украине происходит постоянное реформирование системы образования. Также уже известно и о возможных кадровых изменениях в системе – отставке Дмитрия Табачника. Как это повлияет на образование, какие сегодня перспективы его развития и нужны ли дополнительные реформы, рассказал в эксклюзивном интервью UBR директор Открытой педагогической школы Сергей Ветров.

UBR: В высших коридорах власти уже анонсирована отставка Министра образования и науки Дмитрия Табачника. Как Вы отреагировали на эту новость?

С.В.: Дело не в личностях и не в фамилиях. К каждому Министру можно предъявить претензии. Каждый из них, как и каждый педагог, что-то сделал для развития системы образования. Дело – в системе.

UBR: Когда мы говорим о готовности нашего образования к учебному году, зачастую имеем ввиду ремонт в учебном заведении, учебники… Никто не говорит, готова ли наша система образования для того, чтобы дать ребенку, который завтра переступит порог школы, образование, квалификацию, компетентность, умение, знания, инструменты и так далее.

С.В.: Сегодня система образования к началу учебного года готова. Дети пойдут в школы, родители будут на работе, в этом смысле все будет продолжаться. Но эта работа очень часто происходит в холостую. Школа не готовит детей к жизни, к самореализации, к поиску себя, то есть, к главному, ради чего она предназначена, поэтому, и готова и не готова.

UBR: А советская школа выполняла все задания, о которых вы говорите?

С.В.: Советская школа готовила, поскольку были другие цели, другие задачи. Ведь была одна система, была основа наук. Нужна была оборона страны – это была одна из сверхзадач. Советская школа развивала ребенка. Сегодня школа гораздо хуже выполняет эти задачи, потому что задачи поставлены не четко . Учителя, с которыми мы работаем, жалуются, что у них нет времени для общения с ребенком. Время остается только на то, чтобы составить планы, отчеты, бумаги. То есть сама система образования и управление системой образования не способствует для того, чтобы школа выполняла поставленные перед ней задачи.

UBR: Я сталкиваюсь с ситуацией, когда мне также учителя говорят: вы – дома, уделяйте внимание своему ученику.

С.В.: Получается, по инерции, родители отдают ребенка в школу, надеясь, что учителя как профессионалы выполнят задачу воспитания и образования. Учителя не в состоянии сегодня свою задачу выполнить, поскольку мир изменился, жизнь изменилась, а школа осталась старая.

UBR: Мы имели реформу Василия Кременя, когда появилось 12 балльная шкала оценивания, 12 лет обучения, с 6 лет все пошли массово в школу. В прошлом году при Табачнике имели ревизию этой реформы. Как мы можем сегодня оценить процессы реформирования?

С.В.: Идея 12 бальной системы Василия Кременя была позитивной. Он хотел уйти от негативных отрицательных оценок. Ведь двойка – это плохая оценка, мы ругали ребенка за двойку. По идее Кременя, единица, двойка – это нормальные оценки, просто по этим предметам ребенок не успевает. И с этой оценкой его переводят дальше. Во всяком случае, позитив в этом был. Но систему поняли по-другому, за низкие баллы начали ругать учителя. Поэтому мы вернулись к тому же, но еще в худшем виде. Великий педагог Амонашвили вообще предлагает отказываться от оценок. Оценка – не самый лучший, а наоборот – самый примитивный способ поощрения или мотивации ребенка.

UBR: Давайте поговорим о реформах. К чему мы шли и к чему пришли? Какой должна быть украинская школа 21 века?

С.В.: То, что должна делать школа, это – проговорено и известно во всех документах и доктринах. Должно быть лично сориентированное образование. Ребенок – в центре, нужно развивать его компетентность и готовить к жизни. Но система образования в том виде, в каком она есть, эту задачу не выполнит никогда. Нужно реформировать систему в принципе.

UBR: Какие у нее составляющие?

С.В.: Нужно изменить систему управления. У нас разговор между руководством школы и учителем, это – приказ и молчаливое выполнение приказа. Нет диалога, нет профессионального разговора о том, какой должна быть школа, учителя знают, ведь у них масса идей и возможностей для этого. Но, их не спрашивают и их не слышат.

UBR: Могут ли быть учителя ячейкой педагогики, которая несет знания?

С.В.: У нас достаточное количество творческих, самодостаточных учителей, которые бы взяли на себя ответственность за качество и содержание образования. Но они должны выполнять то, что им спускается сверху. В странах, которые занимают первое место по уровню образования, например Финляндия, совершенно другое отношение к учителю. Там учитель определяет сам, как воспитывать детей. Он – профессионал, а у нас профессионалу не дают работать, как ему нужно.

UBR: То есть нам снова нужна реформа?

С.В.: Конечно.

UBR: У нас постоянные реформы высшего образования, вступительной системы.

С.В.: У нас все реформы начинаются сверху. Они придумываются в “высших” кабинетах и спускаются вниз, а мы должны эти реформы исполнять. Не было ни одной реформы, которая начиналась бы снизу – из профессионального сообщества, из того, что хотят и заказывают родители.

UBR: Чего же хочет профессиональное сообщество сегодня?

С.В.: Сегодня нужно развести функции. Государство не в состоянии сейчас и финансово, и организационно обеспечить качественное функционирование образования. Оно должно оставлять за собой обеспечение детей и родителей школами, учебниками, деньгами на зарплаты. А учителя, психологи, педагоги и ученые сами разработают и содержание, и книжки, и методики, поэтому у них должно быть право выбора. Сейчас у них этого нет, поэтому нет результата. Это – одна из главных причин.

Источник: ubr.ua

Матеріали до теми


ТЦК та СП ігнорує відстрочку заброньованого: чи можна оскаржити в суді?
Вже понад рік діє оновлений порядок бронювання. Він надає можливість бізнесу подавати на бронювання критично важливих працівників і отримувати для ...