...
Реєструйся

Сколько стоит деловой имидж


Образ, как известно, складывается из внешнего вида, манеры поведения и репутации. В этом вопросе важно правильно сочетать внутреннее и внешнее содержание, говорят эксперты. Бизнес-тренер Евгения Грабежова считает, что украинские чиновники умело подчеркивают свой статус, чего нельзя пока сказать о многих представителях деловой среды. Украинские бизнесмены перебарщивают с элементами статуса и престижа. Эксперты советуют им поучиться у чиновников.

 

По их мнению, украинским бизнесменам пока не все удается в плане, так сказать, упаковки. Но это можно поправить, заказав недорогую консультацию у отечественных стилистов или же консультацию подороже — у стилистов из-за рубежа.

Бизнес по-украински

Деньги одинаковы везде — и в Украине, и в Европе, а вот люди, делающие бизнес, заметно отличаются, и не только одеждой. Так, деловые люди на Западе постоянно учатся — они изучают литературу, посещают тренинги, получают степень МВА, говорит бизнес-тренер, бизнес-консультант по управлению и маркетингу, коуч Евгения Грабежова. В Украине эта тенденция пока только зарождается.

“Наши бизнесмены умеют самостоятельно принимать решения, добиваться результата, но действуют скорее по ситуации, чем “по книге”, говорит Грабежова. “Украинцы умеют думать — это прекрасно. Этим мы сильно отличаемся от других, в хорошем смысле. Наши люди умеют достичь результата. Но если бы к этим талантам  да еще и образование соответствующее – результат был бы вообще великолепным”, – отмечает бизнес-тренер.

Например, представители среднего бизнеса в Украине интуитивно очень хорошие переговорщики, говорит Грабежова. Но им не хватает систематизации и шлифовки этих интуитивных навыков. “Коммуникативные навыки во всех отношениях стоило бы подтянуть. Это очень важный аспект для делового человека. Встречают “по одежке”, с “одежки” начинается коммуникация. У нас есть всего несколько секунд, дабы о нас составили первое представление. Знаете, есть поговорка: у вас всего один шанс произвести первое впечатление. И как известно 55% влияния на первое впечатление — это язык тела, в том числе и то, как мы выглядим. За 30 секунд наш мозг составляет первое впечатление, и осознано мы на него не влияем. А потом оценивают, как вы будете разговаривать, как вы умеете слушать и слышать, как вы умеете увлечь своей идеей”, — отмечает она. 

Кроме низкого уровня образования, Евгения Грабежова отмечает еще одну черту наших бизнесменов, бросающуюся в глаза – излишнюю самоуверенность.

Иногда это просто-таки нежелание признать наличие проблемы (например в коммуникативной области), чтобы приступить к ее решению. Человек не желает ее сформулировать и произнести. А произнести — это значит перевести из неосознанного в осознанное: я это понимаю. Следующим шагом станет поиск путей устранения проблемы.Но наши люди часто просто не придают проблемным вопросам значения: у нас и так получается. Бизнес развивается, живу хорошо — значит все нормально. Это, в частности, происходит из-за того, что бизнес в подавляющем большинстве ведется пока личными методами и связями, а не знаниями и профессиональными навыками”, — констатирует эксперт.

Но в целом украинцы — достаточно позитивная и этическая нация, добавляет Грабежова. “Наши люди умеют сопереживать. Если целеустремленность сочетается с этической составляющей — это идеальное сочетание”, — отметила она.

Равнение на запад

Image_inn_400_3.jpgНа формирование образа делового человека огромное влияние оказывает западная культура, рассказывает Рост Дикой – владелец агентства персональных стилистов-шопперов Sweet Jumble и основатель “Школы Шопперов” (на фото справа). “Основное влияние происходит, безусловно, оттуда, откуда веет успехом. Запад диктует законы делового этикета”, — подчеркнул он.

По словам бизнес-тренера Грабежовой, в развитых странах быть хорошо одетым — это обязательное требование для делового человека, и это уже хорошо понимают представители среднего и крупного бизнеса в Украине.  “Средний бизнес уже начал уделять внимание имиджу — это хорошо. В большом бизнесе это очень важно, без этого практически невозможно его вести. Ведь крупный и средний бизнес часто работает с западными компаниями или государственными структурами. И туда надо приходить одетым на соответствующем уровне. А в Европе требование быть хорошо одетым — это норма. Там бизнес в несвежих джинсах не ходит“, — говорит бизнес-тренер.

Есть, конечно, casual-одежда, и она вполне подходит для определенных ситуаций. “Но, как бы это сказать помягче, у наших бизнесменов, к сожалению, и casual-одежда зачастую не ухожена. Обвисшие джинсы и брюки, помятые рубашки… А на Западе так нельзя. Да, там есть casual-форматы деловых встреч, но все это имеет совершенно другой вид”, — отмечает эксперт.

По ее словам, сейчас там наблюдается тенденция ухода от официальных костюмов к более демократичной одежде. Но все это продумано, опрятно и со вкусом. Евгения Грабежова отметила, что, побывав в Италии, удивилась, что даже таксисты там выглядят ухоженно: светлая отутюженная рубашка, яркий красивый джемпер, наглаженные брюки.

В вопросах внешнего облика Евгения Грабежова рекомендует бизнесменам брать пример с тех, кто занимает государственные посты. Большинство из них — это бизнесмены, которые пришли во власть решать свои деловые вопросы. “Посмотрите на их имидж. Они понимают, что этому очень важно уделять внимание.  Имидж — это то, что мы хотим “сказать” о себе без слов . Для государственных мужей – это посыл о статусе. Своим имиджем – одеждой, аксессуарами, машинами, часами — они показывают свое положение в обществе. И тут всему придается значение – от рубашки, машины, до места жительства и отдыха”, — отметила эксперт.

Правильная упаковка

Рост Дикой из Sweet Jumble отмечает, что деловой стиль стал весьма разнообразен, особенно в последнее время. Это и костюмы деловых мужчин с Wall Street, и продуманно-небрежный casual, и вечерний смокинг. “У наших бизнесменов может быть и свое, особенное – это использование деталей украинского национального костюма. Да, в определенных ситуациях бизнесмен может надеть вышиванку”, — подчеркнул эксперт.

Сейчас наблюдается отход от подчеркнутой официальности и “выглаженности” образа в сторону его демократизации, и это также западное влияние. “Молодой украинский бизнес только начинает раскрепощаться и менять “сухие” костюмы на “живую” опрятную одежду”, — говорить Дикой.

Важными атрибутами делового имиджа, по мнению самих бизнесменов, являются часы, письменные принадлежности, портфель, мелкие детали гардероба, обувь, офисная обстановка, личный кабинет. При этом амбиции (в первую очередь, в малом бизнесе) часто зашкаливают, что проявляется в переборе с постоянными атрибутами. Например, подбираются автомобили впечатляющего класса люкс, ультрамодные марки, хотя уместнее смотрелся бы высший средний или бизнес-класс. Представители среднего и крупного бизнеса, по наблюдению стилиста, в этом отношении выглядят более степенными и сдержанными.

По мнению Дикого, при условном делении бизнеса на малый, средний и крупный, каждой из этих категорий лучшим образом соответствовали определенные бренды в одежде и аксессуарах (см. таблицу 1).

Таблица 1. Желательные предпочтения для бизнесменов различных категорий*

Бизнес-уровень

Часы

Костюм

Автомобиль

Малый

Tissot (от 4 тыс.грн.)

Calvin Klein (от 2,500 тыс.грн.)

Средний класс: Audi A4 (320– 565 тыс.грн.), Volvo S60 (350 – 540 тыс.грн.)

Средний

Rado (от 8 тыс.грн.)

Boss (от 4 тыс.грн.), Ermenegildo Zegna (от 4 тыс.грн.)

Бизнес-класс: BMV 5 Series (444 – 870 тыс.грн.)

Крупный

Omega (от 20 тыс.грн.)

Paul Smith (от 8 тыс.грн.)

Люкс-класс: Audi A8 (905 – 1760 тыс.грн.), Mercedes-Benz S-Class (824  – 2456 тыс. грн.)

*по мнению стилиста Роста Дикого

Европейский деловой стиль предполагает аккуратность и соответствие формату мероприятий, говорит эксперт, а американский бизнесмен более раскрепощен и может позволить себе “развязать галстук”. Но в целом, западное бизнес-сообщество становится более простым. “А украинский деловой человек в большинстве своем знает пока только юность отечественного бизнеса. Поэтому он еще учится и, перенимая западный опыт, бывает еще “застегнут на все пуговицы”, — отмечает Рост Дикой. 

Тем не менее, напоминает эксперт, успех бизнеса не достигается внешней безупречностью. “Успешный имидж не означает успешный бизнес. Имидж — это конструируемый образ, за основу которого берется существующий образ, а далее происходит его моделирование в соответствии с поставленными задачами — выход компании на новый уровень коммуникаций, достижение соответствия ожиданиям целевой аудитории компании и т.д.”, — добавляет он.

Внешность как бизнес

Растущее число игроков и многочисленные мастер-классы позволяют говорить об интенсивном развитии рынка имиджевых услуг. Однако более-менее точно охарактеризовать величину спроса на такие услуги довольно трудно: данные о клиентуре не особо разглашаются..

“Имидж-консультирование сегодня сродни общению с психоаналитиком. Это важное волевое решение для того, чтобы совершенствовать себя, но о таком поступке не станут говорить вслух. Собственный образ, стилевое ноу-хау – всегда тайна“, — отметил эксперт.

По его словам, разовая консультация по имиджу обходится от 300 до 3 тыс.грн. Здесь играют роль цели клиента и компетентность имиджмейкера, его авторитет. “Если сузить задачу до формирования визуального имиджа, стоит назвать уже другие цифры. Средняя цена консультации по визуальному имиджу оценивается от 250 грн. в час”, — рассказал Дикой.

Но более-менее заметный эффект даст не отдельная консультация, а цикл из 3-5 сеансов. При средней цене двухчасовой имидж-консультации в 500 грн. получим 1,5-2,5 тыс.грн. за цикл. Анализ существующего гардероба и подбор новых вещей обойдется клиенту примерно в 250 грн./час за ревизию гардероба. Шопинг-сопровождение обойдется также в 250 грн./час, плюс фиксированный процент от общей стоимости покупок (как правило, 10%).

Предположим, что клиент определил бюджет своих покупок в 5 тыс.грн. Тогда общая стоимость оставит:

– цикл из трех консультаций – 1,5 тыс.грн.;
– анализ гардероба – 250 грн.;
– 4 часа шопинг-сопровождения – 1,5 тыс.грн.
– комиссия от стоимости покупок (10% от 5000 грн.) – 500 грн.

Итого, стартовая цена цикла консультаций по визуальному имиджу и подбора гардероба: 3,750 тыс.грн. (не считая стоимости самих покупок). При этом цена многосторонней коррекции имиджа может быть на порядок выше.

Image_inn_400.jpg

Имидж “all inclusive”

Активно востребованы на рынке и услуги комплексного имиджмейкинга, который включает в себя визуальный имидж, вербальный и поведенческий. Таких специалистов активно привлекают, в частности, политики.

Здесь стоимость целенаправленного выстраивания новой имидж-модели возрастает в сравнении с работой стилиста более чем в 10 раз. “Если в первом случае услуга коррекции визуального имиджа (работа стилиста-имиджмейкера) может составить 8 тыс.грн., то имидж “all inclusive”, включающий коммуникативные/полит- технологии, достигнет отметки, скажем, в 120 тыс.грн. И это не предел”, — подчеркивает Дикой.

 

Пакет услуг для бизнесмена или политика, относящего себя к категории VIP, может объединять первичную имидж-консультацию, анализ и составление рекомендаций, а затем сопровождение персонального имиджмейкера в процессе шопинга, посещения парикмахера и т.д. Цена люкс-пакета – от 800 грн./час, плюс процент от стоимости сделанных покупок, рассказывает эксперт.

При этом зарубежные специалисты более востребованы украинскими клиентами (представителями власти и крупного бизнеса). В особенности, если речь идет о стратегическом планировании имиджа, то есть решении комплексных задач (поддержка существующего имиджа, его корректировка и т.д.).

“Взрослый Запад, четкий и прагматичный, хорошо известен своими эффективными pr-механизмами. А украинские имидж-технологии крупного масштаба находятся еще в процессе становления”, — отметил Рост Дикой. По его словам, средняя консультация зарубежного специалиста, в частности, европейского, стоит от 1 до 8 тыс.грн., что вполне пропорционально общему уровню жизни в ЕС.  

“Гуру, имидж-мудрец на Западе, опираясь на свой авторитет, может устремлять свою ценовую политику… в бесконечность. Логично предположить на основе цифр, которые чуть выше, что цена импортного имидж-мейкера как минимум втрое дороже отечественного“, — говорит эксперт.

Говоря о российском имиджмейкинге, в сферу влияния которого входит Украина, Рост Дикой отметил, что российские специалисты привлекают украинскую клиентуру гибкостью ценовой политики и близостью ментальности. А вот приводить примеры имиджевых решений иностранных коллег эксперт тактично отказался.

Image_tit_400.jpg

Советы и пожелания от профи

Успешный имидж, который адекватно воспринимается публикой, помогает в ведении дел и позволяет создать бренд в лице одного героя-бизнесмена. “Хорошая репутация как гарантия качества всего, что связано с деятельностью бизнесмена, это высшая точка успешного бизнеса”, – говорит Дикой.

 

Бизнес в Украине  до сих пор не получил уважительного отношения. Стереотип хитрых дельцов, нахапавших много денег за короткое время, существует и сегодня 

Бизнес в Украине, как и большие прибыли в результате предприимчивости, после 70-ти лет порицания коммерсантов и спекулянтов, до сих пор не получил уважительного отношения. Стандартный стереотип хитрых дельцов, нахапавших много денег, налицо и сейчас. Что делать? Конечно же, не стоит рядить себя в старую робу – совершенно не следует прибегать к откровенно экстра-аскетичным жестам, говорит эксперт.

По его словам, стереотипы широкой аудитории (и в частности в отношении бизнесменов) нельзя разрушить, как нельзя убить традиции и мудрость поколений. Но можно выработать визуальные и поведенческие модели, которые будут уводить внимание людей от привычного негативного восприятия.

Для этого можно воспользоваться следующими принципами:

1) Победить соблазн “блеснуть”: цепью, браслетом, массивными часами, перстнем, коллекцией автомобилей и т.д.- не важно. Это  раздражает широкую аудиторию и формирует в глазах других бизнесменов образ незрелого нувориша, человека, не знающего, как распорядиться “свалившимися” на него деньгами.

2) Не демонстрировать свои финансовые возможности публично. Лучше позиционировать себя проще. Если по карману продукция класса люкс, то лучше (это касается статусных предметов, бросающихся в глаза, – автомобиль, часы и т.д.) заменить ярко дорогое  на неброское дорогое, но стильное. 

3) Отказаться от стремления быть модным. Сделать это нужно в пользу выработки собственного стиля.

4) Помнить о национальной культуре своего государства. Хорошо бы  иметь в своем окружении и гардеробе предметы с украинской символикой – умеренной, но не кричащей. Весьма целесообразно время от времени включать в свой неформальный костюм сорочку с вышитым воротничком. Здесь уместно сказать и о контекстном имидже, то есть нахождении в поле совершения определенных событий в поддержку национальной культуры.

5) Не игнорировать работы украинских дизайнеров одежды.

6) Обратить цвета в свою пользу. Надо научиться использовать в одежде не только цвета, соответствующие цветотипу, но и те, которые будут наименее раздражающими в глазах других людей.

Попытки “блеснуть” формируют образ незрелого нувориша, не знающего, как распорядиться свалившимися на него деньгами 

Общего “цветного” правила для всех быть не может, отмечает Рост Дикой, так как цели коммуникации носителя имиджа с аудиторией различны (восстановить доверие, заинтересовать новым проектом и т.д.). Однако, если рассмотреть универсальную цвето-психологическую символику, то она выдвигает как позитивные следующие тона:

– белый (чистота, свежесть, невинность);
– лазурный/бирюзовый (мудрость, духовное совершенство, покой) + к этому цвету можно добавить розовый и коралловый, смягчающие и придающие свежесть, несмотря на кажущуюся “немужской” нежность;
– бежевый (цвет легкости);
– темно-зеленый (успокаивающий цвет), зеленый цвет в целом позитивный, характеризуется как цвет безопасности, надежды, скромности, негативной может выступать только символика посредственности.

Image_inn_200.jpg

К цветам амбивалентного толкования (двойственного толкования – ред.), которые могут создавать удачный фон или акценты, относятся:

– оранжевый (энергия, радость, теплота, но и взволнованность),
– желтый (юный, сияющий, светлый, но и зависть в христианском мире),
– серый (достоинство, важность, нейтральность, в мусульманском мире иная трактовка: бедность, зло);
– красный (динамизм, сила, но и гнев, борьба);
– пурпурный (зрелость, власть, внутренняя сила, но и насильственность);
– синий (верность, серьезность, укрепляющий цвет, но и символ тоски, холодности);
– черный (торжественность соседствует с идеей темноты и тяжести).

Требуют аккуратности в сочетаниях (т.к. могут “кричать” о плохом) следующие цвета и оттенки:

– фиолетовый (душный, угрюмый цвет, смиренный и сумрачный);
– изумрудный (утомленный цвет, ледяной, сдержанный);
– коричневый (грубость, тяжесть);
– светло-синий (отчуждение и равнодушие);
– лиловый (раздражительность и сентиментальность);
– темно-синий (тяжесть).

Александр Винниченко
ЛIГАБiзнесIнформ

 

Матеріали до теми


Сектор психосоціальної підтримки інформує, як керівнику підтримати працівників
Як керівник ти маєш багато можливостей, щоб підтримувати ментальне здоров’я своїх працівників.   П’ять основних порад керівникові Розкажи персоналу про ...
ТЦК та СП ігнорує відстрочку заброньованого: чи можна оскаржити в суді?
Вже понад рік діє оновлений порядок бронювання. Він надає можливість бізнесу подавати на бронювання критично важливих працівників і отримувати для ...