...
Реєструйся

Экранные копейки: кинотеатры Киева вчера и сегодня


В советских кинотеатрах показывали отечественные фильмы, индийские мелодрамы и киноленты соцстран. Итальянские, французские и голливудские картины шли значительно реже.

В довоенном Киеве кинотеатры находились преимущественно в центре города. На одном лишь Крещатике их было около десятка. Большинство «иллюзионов» перестали существовать в сентябре 1941-го, когда усилиями советских подрывников-подпольщиков центр города превратился в руины.

После войны начали появляться новые «очаги культуры». Первой «ласточкой» стал «Комсомолец Украины», открывшийся в 1944-м на ул. Свердлова (ныне Прорезной) — под кинотеатр приспособили дореволюционное здание Офицерского собрания. Здесь крутили фильмы для детей и юношества.

В начале 1950-х один за другим открылись «Дружба» на Крещатике (кинотеатр хроникально-документальных фильмов), «Заря» на Большой Подвальной (сегодняшний Ярославов Вал) — единственный в городе кинотеатр повторного фильма. Только здесь можно было увидеть старую голливудскую классику — ту же «Клеопатру», например.

Но главной гордостью являлся кинотеатр на Красноармейской с пафосным названием «Киев» (1952 г.). Во-первых, это был самый большой кинотеатр в УССР. Настоящий дворец! Во-вторых, в нем потрясающая акустика — благодаря впервые примененной специальной штукатурке, способствующей чистоте звука. А в-третьих, его оформление потрясало роскошью: мраморные лестницы, просторное фойе, стильная мебель, зрительные залы, обитые бархатом. Кроме того, для людей со слабым слухом здесь оборудовали кресла со звукоусиливающими аппаратами — впервые!

Вскоре киевляне — опять же, впервые — увидели стереофильмы. А все потому, что на Бессарабке открылся кинотеатр «Стереокино» (1954 г., ныне «Орбита»). Второй стереоскопический кинотеатр в мире! В нем показывали фильмы на большом экране, но, в отличие от зарубежных аналогов, зрители смотрели их без специальных окуляров — благодаря уникальной советской технологии.

Открытый на ул. Ш. Руставели первый в СССР панорамный кинотеатр «Кинопанорама» (1958 г.) считался восьмым чудом света. Один лишь экран высотой 8 м и длиной 22,5 м чего стоил! А уж изображение… «Демонстрирование панорамного кинофильма одновременно производится тремя кинопроекционными аппаратами», — с гордостью разъяснял тогдашний путеводитель. Под стать изображению был и звук — не обычный, а стереофонический.

У зрителя возникало ощущение, будто он сам находится в гуще событий. Почему это чудо кинопроката появилось в Киеве раньше, чем в Москве? Да потому что оно — местная разработка. А саму технику изготовил киевский завод «Кинодеталь».

Первый в столице УССР широкоформатный кинотеатр «Украина» (1964 г.) заработал на ул. К. Маркса (ныне Архитектора Городецкого). Он отобрал «пальму первенства» у «Киева» и надолго стал экраном №1. В нем проходили почти все премьеры фильмов студии Довженко — перед началом сеанса на сцену выходила съемочная группа. Звучали рассказы о том, как снималась картина, звучали аплодисменты, дарились цветы. Потом за дело брался киномеханик.

В течение следующей четверти столетия кинотеатры открывались исключительно на жилмассивах — параллельно их заселению. Исключение составил лишь к/т «Киевская Русь», открывшийся в 1983 г. на Лукьяновке. Этот кинотеатр оказался 70-м в городе.

Слух сделал «кассу»
Все киевские кинотеатры работали до 22 ч. А вот открывались по-разному: одни — в 9.00 (например, «Киев», «Дружба», «Коммунар»), другие — в 9.30 («Комсомолец Украины», «Орбита», «Заря», им. Ватутина), третьи — в 10.00 («Украина», «Кинопанорама», «Буревестник», «Колос»). И только кинотеатры «Дніпро» и им. Чапаева открывались в 11.00.

Но это — в центре. В новых спальных районах кинотеатры поначалу работали только в вечернем режиме: «Космос» на Броварском шоссе (сейчас в этом здании Театр драмы и комедии на Левом берегу) и им. Кирова на Чоколовке открывались в 17.00, а «Салют» на пр-те Науки и «Мир» в Голосеево — в 18.00. Затем, когда жилмассивы становились многолюдными, кинотеатры переходили на полный рабочий день. Ночных сеансов в советском кинопрокате не было.

Билеты на односерийный художественный фильм (в среднем, полтора часа) стоили 30, 40 и 50 коп. в зависимости от ряда. Двухсерийные фильмы — вдвое дороже. Продленные сеансы (показ документальной или научно-популярной ленты перед началом основного фильма) — на 10 коп. дороже. Детские сеансы (всегда дневные) стоили 10 коп. Для юных зрителей во многих кинотеатрах имелись специальные «малые» залы с отдельным входом.

На особо интересные картины (например, комедии Леонида Гайдая, Эльдара Рязанова, Георгия Данелия) билеты надо было «брать» заранее. А на «Сталкера» Андрея Тарковского очередь даже в предварительную кассу тянулась на полкилометра. Публика расхватывала билеты и на дневные сеансы — чтобы посмотреть «Сталкера», люди отпрашивались с работы. Главной причиной ажиотажа был слух, будто опальный режиссер снял антисоветский фильм, который вот-вот снимут с проката.

Подобный ажиотаж был и при показе фильмов «Москва слезам не верит» (получившего вскоре «Оскара»), «Экипаж», «Пираты ХХ века». Шумный прокатный успех имели и другие картины — например, «Белое солнце пустыни», «В бой идут одни «старики», «Джентльмены удачи», «За двумя зайцами». Но смертоубийства в кассах они не вызывали.

Кассирши выписывали билеты вручную. В Красный зал — шариковой ручкой с красной пастой, в Синий — синей. План зала висел перед кассовым окошком, но монитора, на котором видны свободные и занятые места, не было. Как и самих персональных компьютеров. Из-за этого нередко случались «двойные билеты» и конфликты, связанные с ними. Иногда «двойники» были результатом чьей-то халатности, но нередко это делалось сознательно: кассирши зарабатывали лишнюю копейку на хитовых фильмах. И, судя по покладистости контролерш, бойко обеспечивавших «двойников» дополнительными стульями, кассирши с ними делились «левым заработком».

Перед сеансом — романсы
В маленьких кинотеатрах контролерши проверяли билеты только при входе в фойе. Но в многозальных осуществлялся двойной контроль — повторная проверка производилась и при входе в зал. Потому что находчивые зрители порой брали билет на односерийный фильм (скажем, о соцсоревновании чабанов, производства «Туркменфильма»), но шли на двухсерийный. Или того круче: подростки покупали билет на фильм о Ленине, а сами проникали в зал, где крутили «А зори здесь тихие…» — с наделавшей шума сценой мытья в женской бане.

В этом смысле правильнее поступали в «Киеве» — билет проверяли один раз при входе в зал. А в кинотеатре «Буревестник» решились на любопытный эксперимент: вообще упразднили контролеров. Зрители сами отрывали корешки от билетов и проходили в зал. Он был настолько мал, что безбилетникам просто некуда было сесть. Потоптавшись, они были вынуждены покинуть зал. На чем, собственно, и строился расчет.

В фойе обязательно висели фотопортреты звезд советского кино и фотоколлажи из кадров знаменитых фильмов, работал буфет. Нередко перед сеансами выступали коллективы художественной самодеятельности, звучали народные песни, романсы. А в «Жовтне» на Подоле возле буфета находился аттракцион — игрушечный паровозик с прицепленными к нему вагончиками лихо мчался по горной местности, въезжал в тоннели, переезжал мосты, делал крутые повороты. Детей трудно было оторвать…

Любой сеанс начинался с «журнала» — как правило, выпуска кинохроники. В ней было несколько сюжетов: «паркет» (Брежневу вручили очередной орден, например), успехи в промышленности, свершения в сельском хозяйстве, новости культуры или спорта. «Получить» детский «Ералаш» или сатирический «Фитиль» считалось большой удачей.

После «журнала» зачастую зажигали свет и пускали в зал опоздавших. Затем начинался сам фильм. На последнем сеансе киномеханик, как правило, не делал паузы перед началом фильма — ему хотелось поскорее идти домой. Советские зрители не хрустели попкорном (которого просто не было) и не разговаривали по телефону (мобильной связи тоже не было). Самым популярным нарушением тишины в зрительном зале было шелестение фольгой от шоколадки.


Кинотеатр «Буревестник» (конец 1950-х)
Киевский кинотеатр «Буревестник», находившийся на нынешней ул. Сагайдачного, уже после своего исчезновения прославился на весь СНГ. Бывшие его завсегдатаи композитор В. Быстряков и поэт А. Вратарев, увидевшие там послевоенный трофейный фильм «Леди Гамильтон», спустя много лет написали песню, снискавшую большую популярность благодаря исполнению Н. Караченцова и А. Малинина:

«В кинотеатре «Буревестник»
После той большой войны
За полпачки «Беломора» проходили пацаны.
И смотрели, что хотели,
В десять лет и даже в семь,
И, как водится, балдели
От запретных в детстве тем…»

Жаль, «Буревестник» не дожил до наших дней — его закрыли в 1970-е, когда на Подоле прокладывали метро.

Летний театр «Колос»
В Киеве насчитывалось 11 летних кинотеатров. Самым популярным являлся «Зеленый театр», вмещавший 4000 зрителей. Более скромные летние кинотеатры находились на Владимирской горке, на улицах Прорезной и О. Гончара, в Чеховском переулке, на Татарке, в Пушкинском и Голосеевском парках и т. д. Они не имели отопления (работали в теплое время года), крыши (мальчишки бесплатно смотрели фильмы с веток соседних деревьев), буфета и туалета. Зрители «Колоса», находившегося напротив Житнего базара на Подоле, бегали в туалет, расположенный на Нижнем Валу. Несмотря на отсутствие сервиса, стоимость сеанса в летнем кинотеатре ничем не отличалась от сеанса в стационарном.

«Коммунар» (1971) и строительство «Киевской Руси» (1981)
В 1972 г. в Киев должен был приехать президент США Ричард Никсон. Ему предстояло посетить Институт сверхтвердых материалов, расположенный на Куреневке. Маршрут президентского кортежа включал улицу Артема. По этой причине старенький кинотеатр «Коммунар» (стоял на месте нынешнего «Киевская Русь») срочно покрасили в элегантный салатовый цвет. Напрасно старались: Никсон не поехал на Куреневку. Впрочем, и кинотеатр недолго радовал зрителей обновленным фасадом: вскоре его снесли, и начали строить кинодворец «Киевская Русь», самый большой в УССР.

Автор: Станислав Цалик

vd.net.ua