...
Реєструйся

Карьера: обязательно ли это движение вверх?


Мы привыкли рассматривать в качестве образца карьеру президента банка, входящего в топ-5, начинавшего работу с позиции операциониста, или карьеру генерального директора крупнейшей торговой сети, пришедшего в компанию помощником продавца. Но бывают случаи, когда, добившись высокого поста в компании, человек не чувствует удовольствия от работы, не испытывает ощущения, что добился желаемого и не видит дальнейшей перспективы. Именно поэтому в этой статье я предлагаю взглянуть на привычное понимание карьеры под несколько иным углом зрения.

Что бы вы ответили на вопрос: «Довольны ли вы своей карьерой?». Наверняка большинство из нас (около 55%) кивнут головой, еще 20% скажут, что не вполне и примерно четверть признается что недовольны. Именно такие результаты были получены в рамках исследования, посвященного изучению представлений персонала различных компаний о собственном карьерном развитии. В нашем исследовании приняли участие сотрудники страховых компаний — специалисты, менеджеры линейного и среднего уровня. Возраст респондентов составил от 22 до 42 лет.

Современное представление о карьере складывается в рамках нескольких подходов, изучающих ее отдельные аспекты. В широком понимании карьера определяется как профессиональное продвижение, профессиональный рост, этапы восхождения специалиста к профессионализму, переход от одних уровней, ступеней профессионализма к другим. Результатом карьеры является достижение признанного профессионального статуса. В узком понимании карьера — это должностное продвижение, достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности.

Чаще всего говорят даже не о карьере, а о карьерной ориентации личности, которая понимается в общем виде как направленность профессионального поведения человека, которое соответствует поставленной цели. «Профессиональное поведение» — это значит, что, прежде всего, мы наблюдаем конкретные действия сотрудника, оцениваем результат этих действий и определяем, насколько этот результат соотносится с поставленной целью. При этом мы мало задумываемся о том, какие переживания и мотивы скрываются за видимым поведением сотрудника, и какие подлинные ценности и потребности у него сформированы (рис. 1).

 

Рис. 1

Таким образом, в практике управления персоналом карьера продолжает выступать как последовательность позиций, занимаемых человеком в организационной иерархии одной (нескольких) компаний, которая сопровождается изменением статуса и уровня материального дохода, в то время как академическая наука рассматривает карьеру как “процесс и результат формирования жизненного пути человека, с учетом ценностей и целей его и окружающего общества, позволяющее осуществлять рефлексивное видение себя и своего места в системе общественных и производственных отношений«[1].

Налицо расхождение во взглядах: с одной стороны — взгляд на карьеру «изнутри», от самого человека, его ценностей и целей к построению им своего жизненного пути, с другой стороны — взгляд на карьеру «извне», от сегодняшней ступеньки служебной лестницы к той, которую планируется занимать в будущем. Управление карьерой в этом случае — это определение руководителем и представителем HR-службы вместе с работником ясной перспективы его профессионального развития в рамках компании. Карьера работника определяется через ключевые компетенции, которые планируется развивать у сотрудников с учетом его будущей должности. Т. е. карьера рассматривается как цепочка должностей, при этом HR-специалист компании нацелен на решение следующих задач:

— увеличить вклад работника на текущем рабочем месте;

— повысить степень его замотивированности в занятии следующих должностей.

Управление карьерой в этом случае включает три процесса:

1) оценка персонала (профессиональных и личностных качеств);

2) рассмотрение вариантов карьеры (аналитическая работа внутри компании);

3) выбор варианта карьеры, формирование системы обучения, направленной на приведение в соответствие компетенций сотрудника и требований должности, которую ему предстоит занять в ближайшее время.

Подобное планирование карьерного развития фокусирует самого сотрудника на направлении усилий. Но зачастую на практике происходит так: компания в лице вышестоящих руководителей, HR-специалистов, наставников и коллег создают, казалось бы, все условия для развития и продвижения сотрудника. Однако ключевые задачи остаются нерешенными: вклад работника на текущем рабочем месте не увеличивается (или увеличивается незначительно), да и уровень мотивации к занятию следующей должности не высок. В этом случае следует перейти от карьерного планирования «извне» к карьерному планированию «изнутри» и начинать не с формирования шагов по достижению сотрудником определенной должности, а с переосмысления им (а зачастую и первого осознания) своих ценностей, устремлений, ожиданий, переживаний, своего опыта, увлечений и т. д.

Тогда карьерное развитие предстает перед нами не как вертикальное перемещение сотрудника внутри одной или нескольких компаний, а как осознанный выбор им направления и продвижения в профессии, отвечающей его ценностям, развитие карьеры как процесс реализации человеком своей «Я-концепции».

По аналогии с содержанием процесса управления карьерой «извне», управление карьерой «изнутри» включает в себя следующие составляющие (рис. 2):

1) определение своих внутренних ресурсов и сильных сторон своей личности;

2) рассмотрение альтернатив своего профессионального движения; оценка и коррекция этих альтернатив;

3) выбор альтернативы, принятие решения и выработка конкретных шагов по реализации намеченного профессионального пути.

 

Согласитесь, перечисленные задачи не из легких, и решить их в одиночку далеко не всем под силу. Именно поэтому большинство сотрудников продолжат «плыть» по течению, некоторые пойдут к своему руководителю-наставнику, а некоторые придут в HR-подразделение.

HR-специалист на сегодняшний день отлично (хорошо, удовлетворительно) владеет инструментами и технологиями управления карьерой «извне» (со стороны компании). Содействие управления карьерой со стороны сотрудника — область работы карьерного консультанта. Однако для нашей страны этот вид деятельности (в его чистом виде, отделенном от коучинга и профориентации) только начинает свое становление. Поэтому и встает вопрос о том, что также отлично (хорошо, удовлетворительно) HR-специалист должен владеть инструментами управления карьерой «изнутри» или основами технологий карьерного консультирования. Под карьерным консультированием понимается комплекс методов, помогающих решить вопрос о выборе человеком пути профессионального роста и развития. Чаще всего в рамках карьерного консультирования, присутствующего сегодня на российском рынке, человеку предлагаются услуги по профессиональному составлению резюме, выработке стратегии поиска работы, а также профориентационное тестирование.

В своей книге «Career choice and development» Д. Браун и Л. Брукс определяют карьерное консультирование как межличностный процесс, имеющий целью помочь индивидам в решении проблем развития их карьеры. По мнению авторов, развитие карьеры включает в себя процесс выбора, освоения, адаптации и продвижения в профессии. Подчеркивается, что развитие карьеры является процессом всей жизни, который динамически взаимодействует с другими сторонами жизни. Круг относящихся к карьере проблем включает в себя (но не ограничивается только ими):

— снятие неопределенности и нерешительности в выборе карьеры;

— рост эффективности деятельности;

— борьбу со стрессом;

— адаптируемость;

— разрешение несоответствия человека и рабочей среды;

— проблему неадекватной или неудовлетворительной интеграции профессиональных и иных жизненных ролей (например, ролей родителя, друга, гражданина).

Вернемся к результатам исследования представлений сотрудников компаний о собственном карьерном развитии. Первое, что следует отметить — противоречие в понимание респондентами самого феномена «карьера». С одной стороны, для большинства из них карьера связана в первую очередь с возможностью реализации себя в избранной профессиональной деятельности, с расширением своего опыта и знаний. В то же время, говоря о препятствиях, которые сотрудники видят на пути своего карьерного развития, они указывают преграды организационного плана: сложные взаимоотношения с вышестоящим руководством, отсутствие вышестоящих должностей в данном направлении деятельности и т. п. То есть, так или иначе, но карьера для них понимается как последовательное продвижение по служебной лестнице.

По мнению абсолютного большинства респондентов (92%) для развития карьеры необходимо получение дополнительного опыта и знаний. Около 30% респондентов считают, что успешность карьеры напрямую зависит от того, что сотрудник постоянно осваивает все новые и новые сферы деятельности, не оставаясь в рамках одной компании и одного бизнеса. Более половины респондентов (60%) считают, что залог успеха состоит в том, чтобы поставить цель и продвигаться к ней и почти столько же (58%) полагают, что развитие карьеры требует посещения ими различных тренингов и семинаров.

Второе противоречие, которое было выявлено в результате опроса: несмотря на то, что 42% респондентов не видят собственного развития в той сфере деятельности, где они работают сейчас, не удовлетворены своей карьерой только 25% от всех опрошенных. Возможно ли такое? Достаточно часто мы наблюдаем сотрудников, которые ходят на работу «по привычке», работают согласно рабочему графику и ни к чему большему не стремятся только потому, что не знают, где на самом деле они могут реализовать себя полностью.

Что же тогда стимулирует к карьерному развитию? Как уже отмечалось, — это стремление к профессиональной самореализации. На втором месте по популярности ответов — возможность повышения материального дохода и изменения статуса. Достаточно часто (в 40% случаев) ощутимым стимулом к рывку в собственной карьере становятся карьерные успехи кого-либо из окружающих. Именно такое число респондентов признались, что при продвижении кого-либо из коллег в голову приходит мысль: «Нужно срочно догонять!». Еще 25 % респондентов ответили, что в подобной ситуации задаются вопросом типа: «Что такого есть у него, чего нет у меня?». Треть опрошенных (33%) радуется успехам коллег без намерения догонять их самому. И, наконец, всего 5% респондентов признались в неприятии тех своих коллег, которые демонстрируют стабильный карьерный рост. Пожалуй, наиболее важными для нас результатами опроса были данные о том, что, по мнению респондентов, помогло добиться им в профессиональной деятельности сегодняшнего положения, что мешает в построении карьеры на данный момент и какая помощь им требуется.

Респондентам предлагалось отметить все факторы, которые, по их мнению, оказали влияние на развитие их карьеры. Как и ожидалось, «спасение утопающих» оказалось «дело рук самих утопающих» — для подавляющего большинства опрошенных (98%) основным фактором успешности оказались их собственные усилия, терпение, упорство, способности, целеустремленность и т. д. Не оставили без внимания и ВУЗ — его роль в своем профессиональном развитии подчеркнули 70% респондентов, а еще 68% опрошенных признались, что ключевая заслуга в их карьерном продвижении и развитии принадлежит их руководителю (рис. 3)

 

Рис. 3

Как видно на диаграмме, роль HR-специалиста в собственном карьерном развитии признают только 33% респондентов. В то же время, потребность в профессиональной консультативной помощи достаточна велика. Об этом свидетельствует анализ перечисленных факторов, препятствующих дальнейшему развитию респондентов и той помощи, которую они считают необходимой для себя.

Все факторы, препятствующие карьерному развитию, указанные респондентами можно разделить на две группы:

– препятствия внешнего плана — упоминавшиеся выше организационные характеристики («некуда расти» и др.). – препятствия внутреннего плана — отсутствие у сотрудников определенности в профессиональной области, где они видели бы перспективы своего развития (42%); недостаток уверенности в себе и в собственных силах (35%); нежелание строить карьеру (25%).

 

По мнению 55% опрошенных знание методов построение карьеры, наличие опытного руководителя или наставника помогло бы им в дальнейшем профессиональном развитии.

На мой взгляд, сочетание в работе с персоналом специалистом HR-подразделения двух встречных подходов к управлению карьерой обеспечит максимальную интеграцию процессов самореализации сотрудника и развития компании и позволит создать пространство для отлаженной работы всех HR-процессов. Определив вместе с сотрудником, в каком направлении его развитие будет максимально эффективным и соответствующим его внутренним ценностям, мы решаем вопросы планирования деятельности, вопросы мотивации к работе и к обучению, вопросы контроля и оценки результатов (рис. 4) Тем самым, мы решаем вопрос эффективности отдельного сотрудника и персонала в целом.

 

В заключение статьи хочу сказать: самое главное, чтобы работа целиком отвечала внутренним потребностям человека и была основана на его внутренних ценностях.

[1] Коломейцев Ю. А., Жданович А. А. Основные научные подходы к профессиональной карьере и карьерным ориентациям личности // Проблемы управления. — 2008. — № 1. — С. 207—215.

Источник: hrm.ru

Матеріали до теми


Що входить у поняття «ресурсний стан» і чому він такий важливий
Психосоціальна підтримка працівників має стати пріоритетною частиною загальної політики безпеки і здоров’я на роботі. Системна турбота про психічне здоров’я так ...
Судова справа: за неоновлення даних — штраф, хоча військовозобов’язаний оновив їх через Резерв+ і звертався до ТЦК із заявою
СИТУАЦІЯ Колишній працівник податкової міліції подав позов до ТЦК, який наклав штраф на нього в сумі 17 тисяч грн, і ...
Чи враховується до стажу державної служби для головного бухгалтера сільської ради період роботи до 2002 року?
ЗАПИТАННЯ Чи може бути зарахований до стажу державної служби для головного бухгалтера сільської ради період роботи з 01 січня 1994 ...