...
Реєструйся

Анализ рынка труда вселяет «розничный оптимизм»


Розничная торговля в Украине показывает все более оптимистичные результаты. С ростом розничной торговли растет и потребность в квалифицированных кадрах, которые могли бы эффективно развивать этот бизнес. Компании наращивают объемы продаж и активно нанимают работников разных уровней — от менеджеров до руководителей по расширению сети магазинов.

Если, по данным портала rabota.ua, в первом квартале 2011 года суммарное количество вакансий в данной сфере увеличилось в 2 раза по сравнению с первым кварталом 2010 года, во втором квартале 2011 года количество вакансий увеличилось уже в 2,3 раза, а в третьем – в 2,6 раза по сравнению с тем же периодом (рис. 1).

Дмитрий Орловский, начальник службы персонала Центрального регионального управления компании “Фокстрот. Техника для дома”, поясняет эту ситуацию тем, что в первой половине года рынок ритейла набирал обороты, соответственно была необходимость в дополнительном персонале, либо же замене менее эффективного персонала на более продуктивный. «Во втором полугодии, во время высокого сезона, у игроков рынка возникнет потребность в увеличении штата для обеспечения продаж во время «золотого сезона», – говорит эксперт.

Рис. 1. Динамика количества вакансий в сфере «Ритейл / Розничная торговля»
за 7 кварталов (01.01.2010 – 30.09.2011)
Данные rabota.ua за 1-ый квартал 2010 года приняты за точку сравнения (100%)
 

Мировой финансовый кризис 2008-2009 годов значительно повлиял на сферу ритейла, но вместе с тем снял такие проблемы, как дороговизна земли под застройку и высокий уровень арендных ставок, что сделало более доступным расширение существующих розничных сетей, а также выход на украинский рынок иностранных компаний. Это объясняет наблюдаемый активный рост по позициям, предполагающим управленческие и развивающие функции: руководители по развитию сети, руководители магазина, руководители торгового отдела.

Самые высокие темпы роста продемонстрировало направление «Развитие сети магазинов» – спрос на данных руководителей в 1 квартале 2011 года вырос в 3,5 раза (рис. 2) по сравнению с первым кварталом 2010 года и оставался на том же уровне на протяжении 2-го и 3-го кварталов 2011 года.

Число вакансий для руководителей магазина росло чуть менее интенсивно, но также с опережением рыночных тенденций – в 3,1 раза в третьем квартале 2011 года по отношению к первому кварталу 2010 года.

Динамика роста спроса на руководителей торгового отдела практически повторяла динамику спроса в среднем по данной сфере. Количество вакансий для руководителей торгового отдела в третьем квартале 2011 года выросло в 3,2 раза по сравнению с первым кварталом 2010 года и в 1,4 раза по сравнению со вторым кварталом 2011 года.

Вместе со спросом на профессионалов в сфере ритейла возрастают и требования к работникам, так как крупные компании имеют свою особенную корпоративную культуру, стандарты работы и обслуживания клиентов. Появляются магазины нового формата, и несмотря на то, что кандидатов на открывающиеся вакансии достаточно много, специалистов с требуемым опытом работы не хватает. Для полного профессионального соответствия работодатели вынуждены обучать сотрудников, выстраивать целую систему их поэтапного профессионального и личностного роста. Компаниям экономически выгоднее иметь лояльный персонал и кадровый резерв на руководящие должности, чем постоянно искать новых работников.

«Перед большинством игроков рынка розничной торговли стоит цель завоевания доли рынка, что напрямую связано с развитием сети. На такого рода вакансии чаще всего объявляют внешние конкурсы. В то время, как на должности руководителей торгового отдела и руководителей магазина приходят сотрудники из внутреннего кадрового резерва», – говорит Дмитрий Орловский.

Рис. 2. Динамика количества вакансий для руководителей в сфере «Ритейл / Розничная торговля» за 7 кварталов (01.01.2010 – 30.09.2011)
Данные rabota.ua за 1-ый квартал 2010 года приняты за точку сравнения (100%)
 

Самый высокий конкурс в сфере ритейла, по данным портала rabota.ua, наблюдается на руководителей, занимающихся развитием сети магазинов, — 22 человека на одну вакансию. На позиции руководителей магазина и руководителей торгового отдела конкурс тоже достаточно высокий — 14 и 12 человек на вакансию соответственно. 

Дмитрий Орловский прогнозирует: «Потребность в персонале в сфере развития сети будет сохранять свою популярность, так как компании-ритейлеры продолжают развиваться и продолжают бороться за каждый квадратный метр. Для торгового персонала динамика существенно меняться не должна»

Розничные компании, пользуясь некоторым оживлением экономики и увеличением товарооборота, стараются увеличить  свою долю рынка,  активно расширяя свои сети и набирая соответствующий персонал. Данные тенденции могут сохраниться и в 2012 году.

По материалам портала rabota.ua

 

Матеріали до теми


Дії роботодавця при анулюванні бронювання працівника
Працівники, заброньовані на період мобілізації та на воєнний час, отримують відстрочку від призову на військову службу. Проте за певних обставин ...
Що змінилося в правилах бронювання від мобілізації: основні новації
Кабмін нещодавно ухвалив зміни до порядку бронювання військовозобов’язаних від мобілізації (постанова від 27 січня 2023 року № 76, яка регламентує ...
Чи вважається призначення пенсії за віком на пільгових умовах підставою для звільнення з військової служби
Призначення пенсії за віком на пільгових умовах не є належною та достатньою підставою для звільнення особи, призваної на військову службу ...
Мільйон гривень і рік служби: що обіцяють молодим військовим за «Контрактом 18-24»
На початку 2025 року в Україні з’явилася ініціатива «Контракт 18-24». Міністерство оборони вже презентувало, як він виглядатиме і що можуть ...