...
Реєструйся

Диплом — не повод для работы


Кризис талантов — понятие в HR-кругах столь же устрашающее, как финансовый кризис — в экономических. Но если кризис номер 2, по мнению экспертов, подходит к своей финальной стадии, то кадровый голод, несмотря на обилие кандидатов на рынке труда, с каждым годом лишь набирает обороты. Ведущие специалисты по подбору персонала связывают дефицит талантов с кризисом образования. Падающий уровень знаний выпускников вузов (даже весьма престижных) — вот что пугает российских рекрутеров.

 

Истоки кризиса системы образования

Консультант по подбору персонала отдела общего рекрутмента компании EMG Professionals Василий Сойнов считает, что в России высшее образование находится в упадке: «Образование  сейчас переживает своеобразный закат. Государственные вузы донельзя коррумпированы. Система, в которой материальные ценности занимают первое место, перекинулась на преподавательский состав и пустила там корни. В условиях минимального государственного финансирования преподаватели ищут любые способы заработать — от частных уроков до банальных взяток. На мой взгляд, кризис образования вызван огромным количеством предложений на рынке образовательных услуг. Сейчас для того чтобы устроиться на начальные административные позиции в компании средней руки, от человека требуют наличие высшего образования. Чтобы устроиться в жизни, любому человеку необходимы «корочки». Соответственно, человек выбирает свое будущее образование, не исходя из личных предпочтений, профессиональной ориентации, а руководствуясь принципом наименьшего сопротивления — выбирает высшую школу, которую проще и, что не менее важно, дешевле закончить. Поэтому предсказуема непопулярность рабочих и технических специальностей».

Директор по развитию кадрового агентства «Контакт» Алена Занегина придерживается аналогичного мнения: «В нашей стране в настоящее время наблюдается кризис системы образования. Молодые люди считают диплом вуза обязательным атрибутом для старта карьеры, а к обучению в средне-специальных учебных заведениях относятся с предубеждением. По данным нашего исследования, проведенного среди 200 участников проекта «Первый аукцион молодых специалистов», 80% опрошенных студентов считают поступление в вуз главным достижением своей жизни. А 85% респондентов уверены, что работодатель должен взять их на работу только потому, что они получили хорошее образование в вузе».

Наталья Султанова, консультант направления «Финансы» кадрового холдинга «Анкор», смотрит на проблему кризиса образования не так пессимистично: «Я бы не стала говорить о кризисе во всей образовательной системе как таковой, скорее имеет место проблема подготовки по отдельным специальностям. На многих факультетах у нас по-прежнему дают уникальное образование — именно поэтому наши IT-специалисты ценятся в Силиконовой долине, медики — в странах СНГ, инженеры и технические специалисты — в странах Персидского залива, спортивные специалисты — в Канаде и США. Проблема несоответствия вузовского образования требованиям к рабочему процессу мне видится в самих студентах и выпускниках. Качество образования напрямую завит от того, насколько усердно человек учился в университете. Кроме того, многие из выпускников не имеют никакого опыта к моменту окончания вуза, но, тем не менее, претендуют на высокую заработную плату».

«Кризис, на мой взгляд, вызван большой консервативностью сферы образования, отставанием учебных программ и средств обучения от уровня развития бизнеса и общества в целом, — рассказывает начальник отдела подбора персонала компании «РОСНО» Елена Семенова. — Кроме того, в сфере образования существует кризис преподавателей, которые обладают реальными know-how и способны транслировать мировой опыт. Во многих профессиях знания должны передаваться не через книги и лекции, а от мастера своего дела к ученикам, например, во всех профессиях, которые имеют дело с людьми (психологи, врачи, адвокаты и т. д.) Кроме того, долгое время была диспропорция между интересом к определенным специальностям и реальными потребностями экономики (заезженная тема про юристов и экономистов)».

Еще одной из причин кризиса образования нашим экспертам видится то, что многие студенты учатся исключительно ради «корочки». Это вызвано разными причинами: одни не хотят идти в армию, другие так и не определились, чем хотят заниматься, а третьи к середине обучения поняли, что учатся не на том факультете, однако переквалифицироваться не пытаются. Единицы решаются сменить место учебы и получить ту профессию, в которой смогут в полной мере реализовать свой потенциал.

«Молодому человеку, только, что окончившему среднюю школу, трудно сделать профессиональный выбор, которому он будет следовать всю свою сознательную жизнь, — считает генеральный директор компании «Вентра» Марина Симонова. — Поэтому вуз выбирают по рекомендации родителей, друзей, а порой и просто «тот, что рядом с домом». К концу 2 курса человек понимает, что выбор был сделан несознательно, но уже жаль потерянных лет или есть опасность, забрав документы из вуза, загреметь в армию. Поэтому человек продолжает учиться, понимая, что это не его профессия. В этом случае молодому человеку очень кстати предлагаемые кадровыми агентствами временные позиции в компаниях. Придя поработать на время, например, на каникулы в компанию, человек может на ранней стадии понять, будет ли его будущая профессия соответствовать выбранной им специальности».

Диплом — ключ к трудоустройству?

Как было точно подмечено нашими экспертами, качество образования зависит не только от того, какую программу предлагает тот или иной вуз. Обучение в вузе требует усердия и, помимо прочего, подразумевает немалую долю самосовершенствования, каковым, к сожалению, многие студенты себя не отягощают. Посещение научных конференций, изучение материалов сверх учебной программы, стажировка в различных компаниях — это та часть образования, которая почему-то воспринимается студентами как необязательное дополнение. Будущие молодые специалисты считают, что их диплом уже является залогом успешного трудоустройства. Работодатели же смотрят на это иначе.

«Для работодателя наличие у молодого специалиста диплома престижного вуза не является решающим критерием в выборе кандидата на какую-либо должность, так как вуз дает ребятам только базовые знания, — соглашается Алена Занегина. — Получать прикладные навыки им все равно необходимо на практике. Поэтому при приеме на работу молодого специалиста работодатель оценивает его потенциал, соответствие корпоративной культуре, принятой в компании, и личностные качества. Решая, принимать ли молодого специалиста к себе на работу, работодатель в первую очередь оценивает этот «коктейль» компетенций, а не знания, полученные в вузе. Хотелось бы отметить, что при высокой оценке значимости своего образования, выполняя творческое задание в нашем проекте, 50% студентов допустили грамматические ошибки. А это говорит о низком качестве образования».

«При рассмотрении кандидата работодатель в первую очередь смотрит на то, какими профессиональными навыками человек обладает и как успешно он может их применить на практике, — говорит Наталья Султанова. — Важно, чтобы специалиста не нужно было «доучивать» до того уровня, который ему необходим для работы. Часто работодатели готовы рассматривать только тех кандидатов, которые уже имеют опыт и представление о работе в целом. Поэтому важно еще со студенческой скамьи пробовать себя и пытаться устроиться в компании хотя бы на начальные позиции».

Борьба за качество

Каков же выход из образовательного тупика? Полумерами здесь не обойтись, необходима реформа образования, считают эксперты. Потому большое оживление в HR-среде вызвало недавнее заявление президента России Дмитрия Медведева о необходимости сокращения количества вузов и привлечения выпускников школ к обучению в средне-специальных учебных заведениях.

Василий Сойнов считает, что образование должно включать в себя более сильный «практический» компонент, поскольку сейчас все учебные программы загружены теорией в ущерб прикладным дисциплинам: «Основной проблемой даже наиболее котируемых школ является перекос в академическую сторону — они дают малое количество прикладных, эмпирических знаний, которые столь необходимы для успешного профессионального развития».

«Одним из наиболее эффективных инструментов повышения уровня образования действительно является сокращение числа вузов, — утверждает Алена Занегина. — Я считаю, что в вузах должны учиться только ребята, которые в будущем станут управленцами или учеными, остальные должны получать среднее специальное образование. Однако при этом нельзя забывать о необходимости повышения лояльности нашего общества к такому образованию».

Действительно, когда денег в стране печатается слишком много, неизменно возникает инфляция. Аналогичная ситуация сейчас имеет место в сфере образовательных услуг. Слишком много в стране высших учебных заведений, обучение на коммерческой основе поставлено на поток, и это существенно снижает уровень образования. Вероятно, именно поэтому предложенная главой государства кардинальная реформа — единственный выход из положения.

Источник: rabota.ru

Матеріали до теми


Судова справа: за неоновлення даних — штраф, хоча військовозобов’язаний оновив їх через Резерв+ і звертався до ТЦК із заявою
СИТУАЦІЯ Колишній працівник податкової міліції подав позов до ТЦК, який наклав штраф на нього в сумі 17 тисяч грн, і ...
Чи враховується до стажу державної служби для головного бухгалтера сільської ради період роботи до 2002 року?
ЗАПИТАННЯ Чи може бути зарахований до стажу державної служби для головного бухгалтера сільської ради період роботи з 01 січня 1994 ...
Доплата за виконання обов’язків тимчасово відсутнього старости
ЗАПИТАННЯ Як має здійснюватися доплата за виконання обов’язків тимчасово відсутнього старости?   ВІДПОВІДЬ Відповідно до статті 6 Закону України від ...