...
Реєструйся

Диплом — не повод для работы


Кризис талантов — понятие в HR-кругах столь же устрашающее, как финансовый кризис — в экономических. Но если кризис номер 2, по мнению экспертов, подходит к своей финальной стадии, то кадровый голод, несмотря на обилие кандидатов на рынке труда, с каждым годом лишь набирает обороты. Ведущие специалисты по подбору персонала связывают дефицит талантов с кризисом образования. Падающий уровень знаний выпускников вузов (даже весьма престижных) — вот что пугает российских рекрутеров.

 

Истоки кризиса системы образования

Консультант по подбору персонала отдела общего рекрутмента компании EMG Professionals Василий Сойнов считает, что в России высшее образование находится в упадке: «Образование  сейчас переживает своеобразный закат. Государственные вузы донельзя коррумпированы. Система, в которой материальные ценности занимают первое место, перекинулась на преподавательский состав и пустила там корни. В условиях минимального государственного финансирования преподаватели ищут любые способы заработать — от частных уроков до банальных взяток. На мой взгляд, кризис образования вызван огромным количеством предложений на рынке образовательных услуг. Сейчас для того чтобы устроиться на начальные административные позиции в компании средней руки, от человека требуют наличие высшего образования. Чтобы устроиться в жизни, любому человеку необходимы «корочки». Соответственно, человек выбирает свое будущее образование, не исходя из личных предпочтений, профессиональной ориентации, а руководствуясь принципом наименьшего сопротивления — выбирает высшую школу, которую проще и, что не менее важно, дешевле закончить. Поэтому предсказуема непопулярность рабочих и технических специальностей».

Директор по развитию кадрового агентства «Контакт» Алена Занегина придерживается аналогичного мнения: «В нашей стране в настоящее время наблюдается кризис системы образования. Молодые люди считают диплом вуза обязательным атрибутом для старта карьеры, а к обучению в средне-специальных учебных заведениях относятся с предубеждением. По данным нашего исследования, проведенного среди 200 участников проекта «Первый аукцион молодых специалистов», 80% опрошенных студентов считают поступление в вуз главным достижением своей жизни. А 85% респондентов уверены, что работодатель должен взять их на работу только потому, что они получили хорошее образование в вузе».

Наталья Султанова, консультант направления «Финансы» кадрового холдинга «Анкор», смотрит на проблему кризиса образования не так пессимистично: «Я бы не стала говорить о кризисе во всей образовательной системе как таковой, скорее имеет место проблема подготовки по отдельным специальностям. На многих факультетах у нас по-прежнему дают уникальное образование — именно поэтому наши IT-специалисты ценятся в Силиконовой долине, медики — в странах СНГ, инженеры и технические специалисты — в странах Персидского залива, спортивные специалисты — в Канаде и США. Проблема несоответствия вузовского образования требованиям к рабочему процессу мне видится в самих студентах и выпускниках. Качество образования напрямую завит от того, насколько усердно человек учился в университете. Кроме того, многие из выпускников не имеют никакого опыта к моменту окончания вуза, но, тем не менее, претендуют на высокую заработную плату».

«Кризис, на мой взгляд, вызван большой консервативностью сферы образования, отставанием учебных программ и средств обучения от уровня развития бизнеса и общества в целом, — рассказывает начальник отдела подбора персонала компании «РОСНО» Елена Семенова. — Кроме того, в сфере образования существует кризис преподавателей, которые обладают реальными know-how и способны транслировать мировой опыт. Во многих профессиях знания должны передаваться не через книги и лекции, а от мастера своего дела к ученикам, например, во всех профессиях, которые имеют дело с людьми (психологи, врачи, адвокаты и т. д.) Кроме того, долгое время была диспропорция между интересом к определенным специальностям и реальными потребностями экономики (заезженная тема про юристов и экономистов)».

Еще одной из причин кризиса образования нашим экспертам видится то, что многие студенты учатся исключительно ради «корочки». Это вызвано разными причинами: одни не хотят идти в армию, другие так и не определились, чем хотят заниматься, а третьи к середине обучения поняли, что учатся не на том факультете, однако переквалифицироваться не пытаются. Единицы решаются сменить место учебы и получить ту профессию, в которой смогут в полной мере реализовать свой потенциал.

«Молодому человеку, только, что окончившему среднюю школу, трудно сделать профессиональный выбор, которому он будет следовать всю свою сознательную жизнь, — считает генеральный директор компании «Вентра» Марина Симонова. — Поэтому вуз выбирают по рекомендации родителей, друзей, а порой и просто «тот, что рядом с домом». К концу 2 курса человек понимает, что выбор был сделан несознательно, но уже жаль потерянных лет или есть опасность, забрав документы из вуза, загреметь в армию. Поэтому человек продолжает учиться, понимая, что это не его профессия. В этом случае молодому человеку очень кстати предлагаемые кадровыми агентствами временные позиции в компаниях. Придя поработать на время, например, на каникулы в компанию, человек может на ранней стадии понять, будет ли его будущая профессия соответствовать выбранной им специальности».

Диплом — ключ к трудоустройству?

Как было точно подмечено нашими экспертами, качество образования зависит не только от того, какую программу предлагает тот или иной вуз. Обучение в вузе требует усердия и, помимо прочего, подразумевает немалую долю самосовершенствования, каковым, к сожалению, многие студенты себя не отягощают. Посещение научных конференций, изучение материалов сверх учебной программы, стажировка в различных компаниях — это та часть образования, которая почему-то воспринимается студентами как необязательное дополнение. Будущие молодые специалисты считают, что их диплом уже является залогом успешного трудоустройства. Работодатели же смотрят на это иначе.

«Для работодателя наличие у молодого специалиста диплома престижного вуза не является решающим критерием в выборе кандидата на какую-либо должность, так как вуз дает ребятам только базовые знания, — соглашается Алена Занегина. — Получать прикладные навыки им все равно необходимо на практике. Поэтому при приеме на работу молодого специалиста работодатель оценивает его потенциал, соответствие корпоративной культуре, принятой в компании, и личностные качества. Решая, принимать ли молодого специалиста к себе на работу, работодатель в первую очередь оценивает этот «коктейль» компетенций, а не знания, полученные в вузе. Хотелось бы отметить, что при высокой оценке значимости своего образования, выполняя творческое задание в нашем проекте, 50% студентов допустили грамматические ошибки. А это говорит о низком качестве образования».

«При рассмотрении кандидата работодатель в первую очередь смотрит на то, какими профессиональными навыками человек обладает и как успешно он может их применить на практике, — говорит Наталья Султанова. — Важно, чтобы специалиста не нужно было «доучивать» до того уровня, который ему необходим для работы. Часто работодатели готовы рассматривать только тех кандидатов, которые уже имеют опыт и представление о работе в целом. Поэтому важно еще со студенческой скамьи пробовать себя и пытаться устроиться в компании хотя бы на начальные позиции».

Борьба за качество

Каков же выход из образовательного тупика? Полумерами здесь не обойтись, необходима реформа образования, считают эксперты. Потому большое оживление в HR-среде вызвало недавнее заявление президента России Дмитрия Медведева о необходимости сокращения количества вузов и привлечения выпускников школ к обучению в средне-специальных учебных заведениях.

Василий Сойнов считает, что образование должно включать в себя более сильный «практический» компонент, поскольку сейчас все учебные программы загружены теорией в ущерб прикладным дисциплинам: «Основной проблемой даже наиболее котируемых школ является перекос в академическую сторону — они дают малое количество прикладных, эмпирических знаний, которые столь необходимы для успешного профессионального развития».

«Одним из наиболее эффективных инструментов повышения уровня образования действительно является сокращение числа вузов, — утверждает Алена Занегина. — Я считаю, что в вузах должны учиться только ребята, которые в будущем станут управленцами или учеными, остальные должны получать среднее специальное образование. Однако при этом нельзя забывать о необходимости повышения лояльности нашего общества к такому образованию».

Действительно, когда денег в стране печатается слишком много, неизменно возникает инфляция. Аналогичная ситуация сейчас имеет место в сфере образовательных услуг. Слишком много в стране высших учебных заведений, обучение на коммерческой основе поставлено на поток, и это существенно снижает уровень образования. Вероятно, именно поэтому предложенная главой государства кардинальная реформа — единственный выход из положения.

Источник: rabota.ru

Матеріали до теми


ТЦК та СП ігнорує відстрочку заброньованого: чи можна оскаржити в суді?
Вже понад рік діє оновлений порядок бронювання. Він надає можливість бізнесу подавати на бронювання критично важливих працівників і отримувати для ...