Проект групи компаній «МЕДІА-ПРО»

Дорожная карта успеха. Финансовая информация в бизнес-плане

Дата публікації: 30.08.2017

Сегодня бизнес-планирование в момент перехода к рыночным отношениям ставит совершенно новые цели и задачи. Для принятия ответственных управленческих решений, нацеленных на будущее, необходима комплексная аналитическая оценка прошлой и текущей его деятельности, которая соответственно находит свое отражение в бизнес-плане

Планирование — это процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Планирование служит началом всякой целенаправленной экономической деятельности, это первый и наиболее важный этап процесса управления. В дальнейшем на основании составленных планов будет осуществляться вся деятельность предприятия. В современных рыночных условиях процесс планирования обеспечивает необходимое равновесие между производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и объемом предложений.

Раздел 2. Финансовая информация

Финансовое планирование, формулирование реальных задач, стратегия и контроль — это ключевые составляющие в деятельности любого успешногопредприятия.
Стратегия предприятия определяет его цели развития и зависит от планов, которые являются инструментом контроля над его деятельностью. Финансовые планы могут или снабдить вас самым эффективным средством осуществления контроля или же все ваши усилия свести к игре с цифрами. Поэтому предварительно всесторонне обдумывайте задачи, которые ставятся в отношении вашего предприятия.
Прогнозы являются неотъемлемой частью такого раздела бизнес-плана, как «Финансовая информация» и имеют большое значение при планировании вложений, необходимых для достижения предприятием его устойчивого положения на рынке. Составляя прогнозы, всегда помните, что ваши предположения должны быть тщательно продуманы и иметь логическое объяснение. Будьте в данном случае честными для своего же блага, ибо игра в поддавки с самим собой ускоряет крах предприятия. Прогнозы относительно его деятельности должны иметь максимальную ясность и в случае необходимости корректироваться.
Раздел «Финансовая информация» состоит из следующих подразделов:
— 2.1 «Источники средств и их использование»;
— 2.2 «Перечень основных средств»;
— 2.3 «Финансовая отчетность»;
— 2.4 «Анализ безубыточности»;
— 2.5 «Планируемые доходы»;
— 2.6 «Планируемый денежный оборот».
В случае необходимости вы можете расширить данный перечень.

Подразделы

2.1 «Источники средств и их использование»
Каждый предприниматель в своей деятельности в основномиспользует свои собственные средства. Однако для развития предприятия этих средств может быть недостаточно. Чтобы обеспечить дополнительный приток денежных средств чаще всего предприятие привлекает инвестора или оформляет банковский кредит. Размер доли, которую необходимо будет продать, чтобы обеспечить приток необходимых средств, зависит от степени риска, который готов взять на себя инвестор. Если ваше предприятие является высоко рискованным, то вам, возможно, необходимо будет продать значительную его часть. Если же оно не является таковым, то вам не придется уступать значительную долю своего участия. Поэтому для вас крайне важно представить возможный риск как минимальный, и в этом вам поможет бизнес-план.
Если вы привлекаете внешнего инвестора, то у вас не возникает необходимости возмещать заемные средства (банковские кредиты), но при этом вы отдаете долю своего участия и вынуждены отказаться от единоличного принятия решений и распределения прибыли.
Заемный капитал представляет собой кредиты, обычно банковские, предполагающие их погашение в установленные сроки. За пользование кредитом банк получает доход в виде процента. Ставка данного процента является отражением оценки риска со стороны кредитора. Чем выше оценка риска, тем выше банковская процентная ставка. Оформляя банковский кредит, всегда помните, что привлеченные кредитные средства оказывают существенное влияние на прибыль и денежный оборот. Не забывайте также, что воспользовавшись банковским кредитом, вы будете в своей деятельности связаны условиями кредитного договора. В этом случае вас заставят согласовывать ваши решения с кредиторами.
Если же вы планируете привлечь дополнительные средства, то вам необходимо не только предоставить данную информацию в этом разделе, но и подтвердить предполагаемые крупные расходы копиями контрактов, договорами покупки, а также другими соответствующими документами. В дальнейшем информация о привлечении дополнительных средств должна быть отражена и в прогнозной справке об их движении. Это связано с тем, что распределение во времени потоков денежных средств имеет большое значение для поддержания ликвидности предприятия.
В этом подразделе необходимо также указать, как и на что будут израсходованы банковский кредит и привлекаемые инвестиции. В случае необходимостиукажите не только, что конкретно планируется приобрести на привлекаемые в оборот средства, но и кто является их поставщиком с указанием их ценовой стратегии. То есть если вы привлекаете заемные или инвестиционные средства, то при написании своего бизнес-плана вы должны описать и назначение их использования.

Приложение 1
Образец подраздела «Источники средств и их использование»

Источники средств

Сумма, грн

Банковский кредит с учетом процентов

10 000

Инвестиционные вложения

95 400

Собственные оборотные средства

40 000

Итого:

145 400

Использование средств

 

Приобретение оборудования

35 600

Ремонт и модернизация

8 900

Оборотные средства

100 900

Итого

145 400

В случае необходимости все указанные в этой таблице данные должны быть расшифрованы.
Но самое главное, что вы должны сделать при написании этого подраздела — ответить себе на вопрос: обеспечат ли привлекаемые заемные средства увеличение прибыли? Это связано с тем, что процент по кредиту относится к затратам и соответственно уменьшает сумму прибыли. Убедитесь, что доходы, полученные от использования кредита, превышают расходы по его обслуживанию.
В вашем бизнес-плане может быть еще один подраздел «Целевое назначение кредита и планирование средств обеспечивающих его возврат».

2.2 «Перечень основных средств»
Бизнес-план должен содержать перечень основных средств. К основным средствам относятся здания, сооружения, оборудование, передаточные устройства, транспортные средства, инвентарь и др. С целью четкого определения, что относится к основным средствам, воспользуйтесь данными бухгалтерского учета и действующим законодательством Украины. В случае необходимости для подержания в рабочем состоянии основных средств создайте отдельный затратный фонд и зафиксируйте его в своем бизнес-плане.

Приложение 2
Образец подраздела 2.2 «Перечень основных средств»

Наименование основных средств

Сумма, грн

Здания и сооружения

853 900

Оборудование по розливу воды в бутылки

389 200

Транспорт

298 472

Торговое оборудование

118 395

Прочее оборудование

89 430

Итого

1 749 397

2.3 «Финансовая отчетность»
Переход к рынку ставит новые задачи перед бухгалтерским учетом и финансовым анализом, решение которых невозможно без их совершенствования. Устойчивая деятельность предприятия зависит как от внутренних возможностей эффективного использования всех имеющихся у него ресурсов, так и от внешних условий. К внешним условиям относится налоговая (кредитная, ценовая) политика государства и рыночная конъюнктура.
Поскольку управленческий учет является компонентом общей системы бухгалтерского учета, то те принципы, которые сформированы для финансового бухгалтерского учета, принимаются и в управленческом. При этом последний учет формирует информацию для планирования, принятия решений, выработки стратегии предприятия и оценки деятельности.
Первым шагом на пути к достижению хорошего финансового состояние (устойчивой платежеспособности) является организация системы учета, которая обеспечивает исходные данные для пятиконтрольных документов. К ним относятся:
— баланс;
— анализ безубыточности;
— отчет о прибылях и убытках;
— отчет о движении денежных средств (анализ денежного оборота);
— анализ отклонения в случае необходимости.
Эти пять контрольных документов образуют костяк мероприятий по составлению бизнес-плана.
При надлежащем использовании они являются не только инструментомфинансового планирования (бизнес-планирования), системой раннего оповещения возникающих проблем, но и генератором принимаемых оперативных решений. Но в тоже время к данным контрольным документам нужно относиться с большой  осторожностью. При неправильном использовании они опасны. Вводящая в заблуждение финансовая информация может привести к принятию неправильных и даже катастрофических для предприятия решений.
Благодаря этим пяти контрольным документам вы всегда сможете иметь самую свежую информацию, которая позволит вам вовремя  планировать и принимать правильные решения и ставить разумные цели на будущее.
Перед руководством предприятия всегда стоят два основных вопроса: сколько предприятие зарабатывает прибыли и вовремя ли оплачиваются счета. В отчете о прибылях и убытках мы находим первый ответ, а в отчете о движении денежных средств — второй.
Цель отчета о прибылях и убытках — показать эффективность функционирования предприятия за определенное расчетное время путем вычета из дохода всех расходов предприятия за это же время. Таким образом, рассчитывается прибыль или убыток. Отчет же о движении денежных средств показывает эффективность управления денежными средствами путем вычета выплат фактических денежных расходов из суммы всех денежных поступлений. Благодаря этим двум отчетам контролируется ликвидность предприятия. Если его оборотные средства вовремя не могут быть обращены в денежные средства для выполнения краткосрочных обязательств, то предприятие считается неликвидным. В этом случае очень важно, с какой скоростью его активы могут быть безубыточно обращены в денежные средства. Быстрый рост прибыли может истощить денежные средства и вызвать их не ликвидность. В практике известны случаи банкротства высоко рентабельных предприятий. Это необходимо учитывать при составлении бизнес-плана.
Справки о планируемом доходе и движении денежных средств должны оперативно предоставляться руководству предприятия не только для своевременного  выявления такого рода серьезных проблем, но и для оперативного принятия ими стратегических решений.
Источником для анализа финансового состояния предприятия также служит бухгалтерский баланс. Он представляет собой способ экономической группировки данных на определенную дату. Баланс не только обобщает состав всех его средств, но и указывает на источники их формирования.
Средства предприятия, которые сгруппированы по их составу и  размещению, составляют актив баланса. Источники формирования этих средств образуют его пассив. Исходя из этого итог актива постоянно равен итогу пассива.
Если вы приняли решение составить бизнес-план вашего предприятия, то со всеми вышеуказанными контрольными документами, за исключением анализа безубыточности, вы всегда можете ознакомиться в бухгалтерии вашего предприятия. Анализ безубыточности в данной статье мы рассмотрим в следующем подразделе.
Бизнес-план — это финансовое планирование успешного прибыльного предприятия, основанное на  пяти контрольных документах.

2.4 «Анализ безубыточности»
Анализ безубыточности позволяет определить объем продаж, выраженный в денежных единицах или единицах продаж, при которых предприятие становится безубыточным. Определив точку безубыточности (равновесия), вы можете поставить цель и тщательно спланировать мероприятия по ее достижению.
Многие предприятия обанкротились из-за того, что игнорировали анализ безубыточности, особенно в тех случаях, когда переменные затраты «выходят из-под контроля» по мере роста объема продаж.
В точке равновесия (безубыточности) общая сумма затрат равна общей сумме выручки(доходу от объема продаж). При объеме реализации ниже точки равновесия предприятие несет убыток, а при большем объеме получает прибыль.
Точка равновесия (безубыточности), выраженная в денежных единицах, определяется следующим образом:

Тр=Пз + (ПрЗед · ОБ)   формула 1

или

Тр = Пцед · ОБ      формула 2

где Пз — все постоянные затраты;
ПрЗед — переменные затраты на единицу продукции;
Пцед — продажная цена единицы продукции;
ОБ — объем реализованной продукции в единицах продаж;
Тр — точка равновесия, выраженная в денежных единицах.
Поскольку точка равновесия (безубыточности) обозначает равенство затрат и объема продаж, выраженных в денежных единицах, то формула может быть представлена в следующем виде:

Пцед · ОБ = Пз + (ПрЗед · ОБ)      формула 3 

Если же вам необходимо рассчитать точки равновесия (безубыточности), выраженные в единицах продаж, используйте в своей деятельности эту формулу:

Трп = Пз : Пцед – ПрЗед,    формула 4 

где Трп — точка равновесия, выраженная в единицах продаж.
Иными словами, точка равновесия, выраженная в объеме реализованной продукции в единицах продаж, может быть рассчитана делением суммы всех постоянных расходов на разность между ценой и переменными расходами на единицу продукции.
Если же необходимо рассчитать точку равновесия, выраженную в денежных единицах, на основании формулы 4, то следующая формула поможет вам в этом:

Тр = Пцед · Трп    формула 5

где Тр — точка равновесия, выраженная в денежных единицах.
Используя в своей деятельности приведенные формулы, вы должны знать, что к переменным относятся такие расходы, величины которых находятся в более или менее прямо пропорциональной зависимости от изменения объема производства, например, расход сырья и материалов на изготовление продукции, заработная плата производственных рабочих и подобные им расходы. Постоянные — это расходы, общая сумма которых не меняется при изменении объема производства.
Некоторые издержки представляют собой смесь переменных затрат и постоянных и потому их называют частично переменными. Общая сумма таких затрат меняется в том же направлении, что и переменных — соответственно изменению объема производства, но не прямо пропорционально. Примером частично переменных может быть плата за телефон, которая состоит из постоянной части (абонентская плата за пользование телефоном) и переменной (плата за междугородние переговоры).
Какими считать затраты: переменными или постоянными — зависит от двух факторов: длительности периода, рассматриваемого для принятия решения; делимости производственных факторов. Следствием второго фактора является то, что многие затраты возрастают не постепенно с увеличением загрузки или объемов, а ступенчато. Они могут изменяться под воздействием инфляции — изменения цен, переоценки основных фондов.
С другой стороны, не всегда остаются неизменными и переменные расходы в расчете на единицу продукции: они изменяются под влиянием изменения технологии и организации производства
Рассчитывая прибыль, обратите внимание на то, что прибыль на единицу продукции разная при разных объемах продаж. Но существует такая величина, которая является постоянной для любого объема в соответствующих пределах. Это маржинальная прибыль. Она представляет собой разность между продажной ценой и переменными затратами на единицу продукции. Поскольку эта величина постоянна, то она чрезвычайно полезна для выражения взаимосвязимежду выручкой и затратами при любом объеме. При каждом изменении объема на единицу продукции, величина прибыли изменяется.
Для расчета общей суммы прибыли реализованной продукции существует следующая формула:

ПР = ПРМ · ОБ – Пз    формула 6

где ПР — прибыль;
ПРМ = Пцед – ПрЗед — маржинальная прибыль на единицу продукции;
Пцед — продажная цена единицы продукции;
ПрЗед — переменные затраты на единицу продукции;
ОБ — объем реализованной продукции в единицах продаж;
Пз — все постоянные затраты.
Это означает, что общаясумма прибыли при различных объемах продаж представляет собой маржинальную прибыль на единицу продукции (Пцед – ПрЗед), умноженную на объем реализованной продукции в единицах продаж и уменьшенную на всю сумму постоянных затрат.
Данной формулой можно также воспользоваться, рассчитывая прибыль на различные виды продукции. Это связано с тем, что предприятие чаще всего реализует не один продукт, а одновременно несколько. Постоянные расходы чаще всего в расчетах делятся по удельному весу к количеству реализуемой продукции. Но с точки зрения целесообразности вам решать, как поступить в своем бизнес-плане с постоянными расходами.
Все указанные выше формулы используются при составлении бизнес-плана.
Расчет точки безубыточности может быть и прост (для предприятия, производящего единственный товар), и сложен (для предприятия, производящего широкий ассортимент товаров). Независимо от этого основной метод расчета точки равновесия (безубыточности) один и тот же. Будьте пессимистами, рассчитывая точку равновесия, завышайте переменные затраты на единицу продукции. Но при этом не забывайте «поглядывать» и на постоянные расходы предприятия. С течением времени постоянные расходы могут возрасти, например, из-за инфляции, но при этом не изменятся прямо пропорционально объемам производства. Составляя бизнес-план, помните, что рост объема продаж не всегда ведет к росту прибыли.

Приложение 3
Образец подраздела 2.4 «Анализ безубыточности»

Расчет точки безубыточности для ООО «Воды Закарпатья»
Точка безубыточности, выраженная в единицах продаж и в денежном выражении на 2016 г.

Наименование продукции

В единицах продаж, бут.

В денежном выражении, грн

Минеральная вода «Закарпатская» в ПЭТ-бутылках 1,5 л

56 119

53 874,24

Минеральная вода «Джерельна» в ПЭТ- бутылках 1,0 л

6 541

5 429,03

2.5 «Планируемые доходы»
Пять контрольных документов: баланс, анализ безубыточности, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и анализ отклонения — являются основой для прогнозирования возможных прибылей и убытков в перспективе. Они дают представление о финансовых ожиданиях предприятия, основанных на наборе допущений, учитывающих различные факторы. Долгосрочные прогнозы менее точны, со всеми вытекающими последствиями. И хотя никакие прогнозы не бывают точными на все 100 %, опыт специалиста помогает сделать прогнозы более точными.
Финансовый прогноз — это ориентир, для будущей деятельности предприятия сделанный с помощью пяти контрольных документов. Именно они являются основой финансовых планов. Не допускайте отклонений больше чем на15 %. Вносите изменения. Если отклонение меньше 15 %, то лучше корректируйте  их после окончания следующего квартала. Не вносите изменения с большей частотой. С течением времени такие перепады обычно сглаживаются.
Занижайте плановый объем продаж и завышайте расходы. Но помните, что излишний консерватизм тоже чреват неприятностями и что во всем нужна разумная мера.
Отчеты о прибылях и убытках, как текущие, так и плановые, имеют одинаковую (стандартизированную) форму, что облегчает проведение сравнения и анализа. Такие отчеты следует анализировать по крайней мере раз в квартал, чтобы при необходимости подкорректировать их или внести изменения в текущую деятельность предприятия. Помните: цель пяти контрольных документов и финансового прогнозирования — дать максимум полезной информации и ориентиров. Для того чтобы прогноз (бизнес-планирование) был максимально полезен, четко сформулируйте допущения. Не ставьте цифры, которые вы не можете рационально обосновать. Не завышайте плановый объем продаж, чтобы показать положительную чистую прибыль. Будьте реалистичны.
Всегда помните, что информация — это самый важный результат финансовой отчетности. Точная и своевременная, она значительно облегчает управление предприятием.

Приложение 4
Образец подраздела 2.5 «Планируемые доходы»

Финансовый прогноз на 2016 г.
Финансовый прогноз составлен по следующему принципу:

  • прогнозирование выпуска продукции на основании анализа данных об объемах выпуска и реализации продукции в течение 2015 года;
  • расчет плановых прямых производственных и переменных общепроизводственных затрат на единицу продукции;
  • расчет плановых постоянных общепроизводственных расходов;
  • расчет прогнозируемой производственной себестоимости на единицу продукции, на основании плана выпуска данной продукции;
  • прогнозирование реализации продукции на основании данных о реализации продукции в течение 2015 года с учетом повышающего коэффициента;
  • план — расчет административных расходов, расходов на сбыт и прочих затрат, связанных с реализацией продукции;
  • расчет плановой прибыли, исходя из существующих цен реализации в 2015 году.

Прогнозирование выпуска продукции на 2016 год
Прогнозирование выпуска и реализации продукции в различных упаковках на 2016 год для ООО «Воды Закарпатья» производится на основании данных об объемах выпуска продукции в 2015 год и об объемах реализации продукции за соответствующий период.
Подход к прогнозированию с применением данных об объемах выпуска и продаж основан на том, что хозяйственная деятельность предприятия напрямую связана с традиционно сложившейся тенденцией на рынке. Поэтому прогноз продажи и выпуска продукции составляется относительно исходных показателей прошедшего периода.

Общая динамика выпуска минеральных вод ООО «Воды Закарпатья» (рис. 1)

Производство минеральной воды ООО «Воды Закарпатья» в различных упаковках стабильно. Это указывает на то что, несмотря на ужесточение конкуренции на украинском рынке минеральных вод, ООО «Воды Закарпатья»  имеет устойчивое положение на рынке, но также постепенно  расширяет  на нем свое влияние.
Производство напитков  «Куяльник» начиная с 2001 года постоянно падает.
Снижение выпуска сладких напитков ООО «Воды Закарпатья», в сравнении с 2014 годом, составило 49 %. Возможно, это обусловлено:

  • возросшей конкуренцией на рынке сладких напитков;
  • неправильной стратегией продаж данной продукции в 2014 году;
  • потерей ранее завоеванных позиций на  рынке сладких напитков.

Начиная с 2015 года выпуск сладких напитков был приостановлен в связи с высокой себестоимостью данной продукции и низким спросом на нее у населения.

Общая динамика реализации минеральных вод ООО «Воды Закарпатья (рис 2).

План выпуска продукции ООО «Воды Закарпатья» на 2016 год
Проводится на основании данных об объемах выпуска продукции  в 2015 году.

Наименование продукции

Ед. изм.

Випуск продукции в 2016 г.

Минеральная вода «Закарпатская» в ПЭТ-бутылках 1,5 л (рост 10 %)

бут.

4 290 000

Минеральная вода «Джерельная» в ПЭТ-бутылках 1,0 л (на уровне 2015 г.)

бут.

500 000

Итого

 

4 790 000

Прогноз продаж на 2016 год
Прогноз продаж составлен на основании прогнозируемого плана выпуска продукции с учетом остатков на складах на начало 2016 года и годового норматива запасов.

Наименование продукции

Ед. изм.

Прогноз продаж 2016 г.

Минеральная вода «Закарпатская» в ПЭТ-бутылках 1,5 л

бут.

4 200 000

Минеральная вода «Джерельная» в ПЭТ-бутылках 1,0 л

бут.

400 800

Итого

 

4 600 800

Плановые прямые производственные расходы и переменные общепроизводственные расходы на единицу продукции в 2016 году
Для расчета плановых производственных затрат на прогнозируемый выпуск продукции в первую очередь необходимо произвести расчет прямых производственных затрат и переменных общепроизводственных затрат на единицу продукции.

Расшифровка затрат

Ед. изм.

Минеральная вода «Закарпатская» в ПЭТ-бутылках 1,5 л

Минеральная вода «Джерельная»  в ПЭТ-бутылках 1,0 л

Прямые затраты:

 

 

 

Прямые материальные затраты

грн

3,72

3,59

Заработная плата с отчислениями на социальное страхование

грн

0,5

0,5

Электроэнергия

грн

0,17

0,14

Газ, топливо

грн

0,34

0,12

Прочие прямые расходы

грн

0,08

0,06

Итого прямые  затраты на единицу продукции

грн

4,81

4,41

Расходы на обслуживание производственного процесса

грн

0,35

0,26

Итого переменные общепроизводственные расходы на единицу продукции

грн

0,35

0,26

Итого расходы на единицу продукции

грн

5,16

4,67

Расшифровка плановых ежемесячных постоянных общепроизводственных расходов ООО «Воды Закарпатья»

Наименование

Сумма, грн

Расходы на оплату служебных командировок персонала цехов, участков

15 000

Водоснабжение и канализация

24 000

Транспортировка газа

14 000

Охрана ПЦО

1 483,1

Дезинфекция

2 235,7

Проверка счетчика

1 146,7

Метрологические работы

1 800

Проверка измерительной техники

6 000

Выдача санитарного паспорта

184

Сертификация минеральной воды

10 000

Охрана труда, обучение

15 000

Прочие услуги

5 000

Ремонт оборудования

15 000

Амортизация линии

65 300

Итого плановые ежемесячные   общепроизводственные расходы c учетом амортизации

176 149,5

Расшифровка плановых ежемесячных административных расходов, расходов на сбыт и прочих операционных расходов ООО «Воды Закарпатья»

Наименование

 Сумма, грн

Заработная плата с отчислениями

18 400

Командировочные расходы

10 000

Налог с владельцев транспортных средств

2 475

Налог за символику

445

Услуги Интернета

2 215

Водоснабжение

11 500

Услуги связи

6 450

Почтовые расходы

2 000

Банковские услуги

1 570

Обслуживание противопожарной системы

1 300

Обслуживание оргтехники

1 250

Услуги связи

1 260

Аренда ж/д склада и подъездных путей

2 863,05

Техосмотр и ремонт автотранспорта

6 500

Ж/д услуги

6 031

Автоуслуги

13 500

Топливо

9 000

Итого ежемесячные административные расходы, расходы на сбыт и прочие операционные расходы

96 759,05

Плановые отпускные цены

Наименование продукции

Сумма, грн

Минеральная вода «Закарпатская» в ПЭТ-бутылках 1,5 л.

9,60

Минеральная вода «Джерельная» в ПЭТ-бутылках 1,0 л.

8,30

2.6 «Планируемый денежный оборот»
Прогнозный отчет о движении денежных средств — самый важный инструмент финансового планирования, имеющийся в распоряжении предприятия. Цель прогнозирования денежного оборота заключается в планировании потребностей предприятия в денежных средствах. Иными словами, анализ движения денежных средств покажет, какой их объем необходим предприятию  и когда в них возникнет необходимость. Надеяться ли на собственные средства, заемные средства, операционные доходы или продажу основных средств?
Если вы планируете денежный оборот на ближайшую или среднесрочную перспективу, то у вас есть возможность увидеть эффект от кредита куда более четко, нежели от отчета о прибылях и убытках.  В случае если  вам удастся найти способы профинансировать ваши деловые операции или минимизировать потребности в кредитовании, то вы сможете сократить расходы, связанные с выплатой процентов по кредитам. Отслеживание денежных потоков во времени даст много преимуществ: у вас появится больше вариантов, менее затратных и более прогнозируемых.
Основным источником денежных средств являются продажи. Однако не всякие продажи приносят наличные средства. Если затраты денежных средств по какой-либо статье превысят запланированный показатель за месяц, то вы должны выяснить причину и в кратчайшие сроки принять решение в отношении этого факта.  Если же показатель окажется меньше запланированного, то также необходимо установить причину возникшей неординарной ситуации. Возможно, это связано с тем, что вы своевременно не оплатили все счета. Отслеживая движение денежных средств, вы сможете вовремя и более действенно контролировать ваше предприятие. С другой стороны, такая ситуация, возможно, подскажет вам новые пути экономии средств. Если показатели объема продаж не соответствуют плановым (прогнозным) показателям, выясните причину этого. Возможно также, что ваше предприятие осваивает новые рынки сбыта или был поставлен новый товар, который можно продвигать с еще большей активностью.

Приложение 5
Образец подраздела 2.6 «Планируемый денежный оборот»

Отчет-прогноз о движении денежных средств с их поквартальной разбивкой

Наименование

квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Итого за год

Планируемое поступление денежных средств

Оптом

730 000

812 903

914 500

846 800

3 304 203

Другие источники поступления

27 450

38 200

25 490

31 800

122 940

Всего поступление денежных средств

757 450

851 103

939 990

878 600

3 427 143

Расход денежных средств

Оплата сырья, материалов, товаров

591 230

614 500

725 600

635 200

2 566 530

Заработная плана с учетом налогов

75 400

81 300

86 455

75 800

318 955

Реклама

7 420

8 300

9 600

8 500

33 820

Юридические услуги

5 600

5 600

5 600

5 600

22 400

Транспортные расходы

21 600

26 950

30 350

31 800

110 700

Срочный кредит с уплатой процентов за пользование кредитом

25 300

36 800

42 700

39 200

144 000

Итого расход денежных средств

726 550

773 450

900 305

796 100

3 196 405

Кассовая прибыль

30 900

77 653

39 685

82 500

230 738

Планирование и контроль — решающие факторы предпринимательского успеха

Всеобъемлющий бизнес-план должен быть не только итогом раздумий и обсуждений, но и документом, определяющим основное направление деятельности предприятия. Одно из главных достоинств такого плана в том, что он помогает избежать ошибок, которые могут привести к большим денежным потерям.
В заключение мы хотим обратить ваше внимание на то, что, составляя бизнес-план, всегда помните: если вы не будете контролировать происходящие на вашем предприятии процессы, то вы об этом когда-то очень пожалеете. Ведь все это может закончиться тем, что и контролировать вам будет нечего.

Дорожная карта успеха. Составляем бизнес-план

Виктор Петров, финансовый аналитик

Джерело: журнал «Справочник экономиста»

Вас може зацікавити

Журнал «Податки. Практика,
роз'яснення, коментарі»

Придбати

Газета
«Кадри і зарплата»

Придбати

Журнал
«Справочник экономиста»

Придбати