...
Реєструйся

Карьера: естественное стремление или болезнь?


Карьера, карьера… Кажется, сегодня в ней заинтересованы абсолютно все – и молодые специалисты, только что окончившие высшее учебное заведение, и работники со стажем. На редком собеседовании нет вопросов о карьерном потенциале должности, в редкой вакансии – обещания карьерного роста для успешного сотрудника. Но что такое карьера – естественное стремление человека к росту или болезнь, опасная как для ярого карьериста, так и для компании, в которой он работает?

«Хотя сейчас много говорят об отсутствии всяких шансов на продвижение, большинство работников заинтересованы не в продвижении, а в стабильной работе. Из тех, кто хотел бы получить более высокие оклады, едва ли наберется 5%, готовых взять на себя дополнительную ответственность и новые обязанности, сопутствующие повышению служебного положения». Эта цитата взята из книги известного промышленника, человека, впервые внедрившего на производстве конвейер. Как вы уже догадались, речь идет о Генри Форде. В своем труде он подчеркивает, что, вопреки сложившему мнению, будто все работники активно стремятся к продвижению, это отнюдь не так. Большинство, конечно, не откажутся от более высокой должности, однако вовсе не жаждут ее. Прошло меньше века, и, кажется, людей подменили.

Опрошенные нами специалисты в области кадров называют карьеру в числе естественных стремлений человека, обусловленных его желанием к росту, профессиональной самореализации, повышению статуса в обществе, наконец, росту материального благосостояния.

По мнению Нины Чистоклетовой, HR-директора ГК «Национальная обувная сеть», сегодня модно ориентироваться на карьеру, быть успешным и занимать лидирующие позиции. Практически на каждом собеседовании она слышит от соискателя вопрос о возможностях карьерного роста, будь то кандидат на позицию ассистента или вакансию топ-менеджера.

В свою очередь Наталья Зленко, ведущий специалист по оценке персонала «Братского лесопромышленного комплекса», отмечает среди желаний людей, ориентированных на карьерный рост, стремление быть лучшим в своем деле, и уже потом диктовать свои условия:

– У карьеристов всегда высока мотивация достижения цели и потребность в самореализации, – говорит Галина Погодина, директор по персоналу Faurecia Technoplast Automotive LLC. – Это толкает карьеристов на повышение профессионального уровня и, соответственно, постоянное обучение, прохождение курсов и тренингов, стремление ставить перед собой более сложные цели и достигать их. Чтобы занимать высокие должности, необходимо быть не только отличным специалистом, но и управленцем с присущими им высокими коммуникативными навыками.

– Карьеристы – это люди, ориентированные на стратегию достижения цели, а не избежания неудач, – соглашается Нина Чистоклетова. – Только в этом случае человек стремится расти и не боится ошибаться, преодолевает неудачи, готов брать на себя ответственность, а не перекладывать ее на других. На пути к вершинам невозможно всегда выбирать правильные решения, а значит, ошибки неизбежны. Другое дело, что один человек готов их преодолевать, в то время как другой долго восстанавливается после неудачи или просто игнорирует назревающую проблему, доводя ситуацию до серьезного конфликта.

Интересно наблюдение Натэллы Бармаковой, директора по персоналу телекоммуникационной компании «Технотрейд», утверждающей, что наибольшими карьерными амбициями обладают сотрудники отделов продаж – люди, напрямую участвующие в процессе зарабатывания денег для компании. Впрочем, проводить параллель «стремления сотрудников – сфера их деятельности» нельзя. Ведь и среди людей других специальностей встречаются активные карьеристы. Нередко сотрудники, стремящиеся к продвижению, интересуются смежными сферами и часто меняют профессию. Они активно изучают внешнюю среду, и если в другой компании появится выгодное для них предложение, скорее всего, перейдут туда. Особую активность проявляют молодые люди, которые точно знают, чего хотят.

По мнению Натэллы Бармаковой, карьеристов видно «на входе»: они не скрывают карьерных амбиций и напрямую спрашивают, какие усилия им необходимо прикладывать для продвижения в компании.

 

Мужчины и женщины

Сегодня реализовать свой потенциал на работе стремятся как мужчины, так и женщины. Семья зачастую отходит на второй план. Опрос, проведенный Натэллой Бармаковой в компании, показал, что только 12% сотрудников в возрасте от 25 до 35 лет имеют детей. Остальные, по-видимому, предпочитают карьеру.

Однако если мужчинам нет необходимости идти на жертвы и делать паузу в профессиональном и карьерном росте ради создания полноценной семьи, то перед многими женщинами рано или поздно встает вопрос: ребенок или карьера. Натэлла Бармакова приводит пример из жизни:

– Молодой специалист пришла в компанию с горячим желанием делать карьеру именно в телекоммуникациях, что для женщин обычно не свойственно. Ей поручили работу в продажах, и спустя всего три года девушка заняла должность начальника отдела, имея в подчинении 12 человек. В 25 лет она стала профессионалом своего дела с именем на рынке, однако впоследствии отказалась от карьерного роста ради семьи.

По мнению большинства опрошенных нами экспертов, сильный пол стремится быстро сделать карьеру, в то время как женщины предпочитают постепенное развитие и поднимаются в должностях медленнее. Варвара Уловская, руководитель отдела персонала ООО «Евроджинс», характеризует мужчин-карьеристов как более жестких, нетерпимых и прямолинейных сотрудников, болезненно относящихся к критике и глубоко переживающих неудачи в делах. Женщины, по мнению специалиста, более гибкие и быстрее адаптируются к меняющимся условиям, в то же время их действия могут быть непредсказуемыми.

Нина Чистоклетова отмечает такой важный фактор для женщины, как логичность и предсказуемость карьерного роста. Дамы, по мнению эксперта, меньше расположены к риску, не пойдут ва-банк и не станут резко менять сферу деятельности. Для них стабильность важнее текущего положения.

Внимание, опасный карьерист!

Порой желание руководить, быть лучше, занимать более высокую должность и получать большее вознаграждение становятся навязчивой идеей, которая полностью поглощает человека. Безусловно, это вредит как самому сотруднику, так и компании.

В целом, специалисты в области кадров выделили два типа «опасных» карьеристов: во-первых, это люди, готовые ради карьеры на любые, даже аморальные поступки по принципу «цель оправдывает средства»; во-вторых, сотрудники, жаждущие повышения только ради получения власти, – «руководство ради руководства». Первый тип представляет опасность для компании. Это могут быть толковые специалисты, вкладывающие много сил и времени в собственный профессиональный рост, с блестящим образованием. Они прекрасно справляются с поставленными перед ними задачами, если им дать шанс проявить себя на более высокой позиции. Но излишняя амбициозность мешает им выстраивать отношнения с коллегами. Это огромный изъян. Они забывают, что бизнес – «игра» командная, способны всеми силами, в ущерб общему делу, показывать, что достойны повышения, становятся зачинщиками жестоких корпоративных войн.

В отличие от опасных карьеристов первого типа, люди, с рождения стремящиеся властвовать (даже если у них начисто отсутствуют способности управленца), и не думают повышать свой профессиональный уровень. Зато в идеале владеют искусством оказаться в нужное время в нужном месте! Назначив такого властолюбца на руководящую должность, не стоит ожидать высоких результатов: он вовсе не жаждет повышать эффективность компании, а уж тем более брать на себя ответственность.

Профилактика «звездной болезни»

Амбициозные люди требуют особого внимания как наиболее активные и стремящиеся к росту. Таких работников необходимо выделять уже на этапе приема в компанию, вести по карьерной лестнице, обучая, направляя на тренинги и курсы повышения квалификации, позволяя брать на себя больше функций и, соответственно, обязанностей и ответственности, генерировать и воплощать идеи.. С ними необходимо говорить о планах, развивать, отмечать их заслуги. Однако нельзя доводить ситуацию до абсурда, когда работник начинает верить в свою избранность и смотреть на коллег свысока, провоцируя конфликты в коллективе.

Нина Чистоклетова (ГК «Нацио­нальная обувная сеть») отмечает важность составления карьерного плана с четким определением целей и задач сотрудника. Понятно, что для успешного продвижения требуется время, часто – годы работы в компании, поэтому важно, чтобы человек понимал, на какую позицию он может рассчитывать в случае успешной работы. Дайте карьеристу высказаться и самому сообщить вам, что он ждет от компании и что готов сделать для организации, чтобы добиться своих целей.

Необходимо вовремя выявлять и устранять признаки «звездной» болезни, помогать людям работать в коллективе без конфликтов. Ведь, в конечном счете, молодой карьерист – это потенциальный руководитель, от которого, возможно, когда-то будет зависеть судьба компании и ее успешность на рынке. Это «звездочка», которую опытный специалист по кадрам может превратить в «звезду» или… уволить, опасаясь «пожароопасных» ситуаций.

Источник: kadrovik.ru

Матеріали до теми


Сектор психосоціальної підтримки інформує, як керівнику підтримати працівників
Як керівник ти маєш багато можливостей, щоб підтримувати ментальне здоров’я своїх працівників.   П’ять основних порад керівникові Розкажи персоналу про ...
ТЦК та СП ігнорує відстрочку заброньованого: чи можна оскаржити в суді?
Вже понад рік діє оновлений порядок бронювання. Він надає можливість бізнесу подавати на бронювання критично важливих працівників і отримувати для ...