Бывают случаи, когда нестандартное мышление пытаются развить с помощью экстремальных тренингов. Результаты могут быть самые разные. В одной компании для менеджеров не самого последнего звена придумали тренинг: в час ночи найти и предъявить журнал «Огонек» за 1969 год. Искать можно было где угодно и как угодно, главное – найти. Понятно, что ночью все библиотеки закрыты, приходится мыслить нестандартно. Предполагается, что выполнение такого задание сформирует у руководителей уверенность в том, что даже самые сложные и, на первый взгляд, невыполнимые задачи им по плечу.
Однако на практике у многих это вызвало обратную реакцию. Во-первых, раздражение от самой необходимости ночью искать журнал сорокалетней давности. Во-вторых, у тех, кто не справился с заданием, мог развиться комплекс неполноценности: ведь результаты объявляли перед всем коллективом. В общем, задания, направленные на преодоление, особенно такие экзотичные, часто вызывают у участников противоречивые чувства. Был также случай, когда группе тренируемых руководителей дали задание, опять-таки ночью, собрать полную лошадиную сбрую. Мало того что далеко не все знают, что в нее входит, так еще и непонятно, где ее искать. Участники такого «тренинга» вспоминали потом, как они пытались ломиться в цирк и как местный сторож чуть не сдал их в милицию, приняв за хулиганов.
Задания, направленные на преодоление и поиск нестандартных решений, часто приводят к противоречивым результатам и неоднозначной реакции.
«Большинство специалистов по организационному развитию в конце ХХ века согласились, что традиция научного менеджмента привела к недооценке роли эмоций, интуиции и случайных процессов в бизнесе. Очень часто рациональные решения были ошибочными, а необдуманные или иррациональные вели к успеху. Это связано с тем, что наш рассудок слаб и в переменчивом мире просто не справляется с потоком информации.
Бизнес делается, когда люди хотят работать друг с другом. А тут рационального мало. Как совершаются браки? Как люди дружат и почему становятся врагами? Социальные механизмы сложны и изменчивы, поэтому область применения рационального далеко не охватывает все аспекты бизнеса. Общее правило – чем больше бизнес, чем устойчивее окружающая среда, тем сильнее рациональное начало. В малом бизнесе, инновационных индустриях, в нестабильной среде чаще побеждают интуиция, идеалы, отношения», – комментирует Михаил Завилейский, генеральный директор компании Dataart.
Источник: hr-ua.com