...
Реєструйся

Проблема правового положения женщин


Проблема правового положения женщин рассматривалась в работах множества ученых-правоведов. Однако характер освещения проблемы правового положения женщин особенно в советский период во-первых был предопределен партийными установками, а во-вторых ограничивался рамками отдельных отраслевых юридических наук.

Равные права и возможности в получении образования общей и специальной подготовки привели к тому ,что женский труд по своей квалификации уравнялся с мужским. Но кроме работы на производстве ,женщины много сил и времени уделяют домашнему хозяйству и воспитанию детей даже при условии, что это полноценная семья в которой есть мужчина. Поэтому объективно женщина не может наравне с мужчиной принимать участие в общественном производстве.

Распространенная теория гармонично сочетания производственного труда с материнством является обманчивой , поскольку ею скрывается эксплуатация женщины. Общественное мнение не склонно считать, что женщина вообще не должна работать в общественном производстве. Напротив среди производственных специальностей есть много профессий, которые считаются женскими. Сложились отрасли народного хозяйства, где женщины занимают главные места. Это торговля и общественное питание здравоохранение и социальная защита населения, народное образование. Важнейшими законодательными актами, которые регулируют труд женщины является Законы Украины: О государственной помощи семьям с детьми; Об охране труда и пенсионном обеспечении; О внесении изменений и дополнений в Кодекс Законов при переходе республики к рыночной экономике; Об отпусках Конституция Украины . Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации относительно женщины постановление Верховной Рады Украины О реализации в Украине положения, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации относительно женщин. Государство пытается не допускать применение труда женщины на тяжелых работах с вредными и опасными условиями труда.

Не допускается использование труда женщин на подземных работах в горнодобывающей промышленности и на строительстве подземных сооружений, есть исключением женщины, которые занимают руководящие посты и не выполняют физические работы, кроме исключений предусмотренных законом. Запрещается также привлечение женщины к подниманию тяжелых вещей. Предельные нормы поднятия и перемещения тяжелых вещей женщинами утверждены приказом Министерства здравоохранения Украины от 10 декабря 1993 г.

В соответствии со ст. 178 КЗоТ беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением снижаются нормы выработки, нормы обслуживания или они переходят на другую работу, которая является легче и исключает влияние неблагоприятных факторов.

Женщины, которые имеют детей в возрасте до трех лет, в случае выполнения предыдущей работы переводятся на другую работу с сохранением среднего заработка за предыдущей работой и достижению ребенком возраста трех лет.

Женщины при рождении ребенка и достижении им трех лет в случае невозможности выполнения предыдущей работы, переводятся на другую работу с сохранением среднего заработка за предыдущей работой.

Беременные женщины, которые имеют детей в возрасте от трех лет могут привлекаться к работе в ночное время к сверхурочной работе и отправлять в командировку. Женщины, которые имеют детей в возрасте от трех лет не могут привлекаться к сверхурочным работам или направляться в командировку. Женщины которые имеют детей в возрасте от трех лет и имеют ребенка – инвалида не могут привлекаться к сверхурочным работами отправляться в командировку без согласия. После отпуска в связи с беременностью и родами женщина по своему желанию может взять отпуск по уходу за ребенком до достижения ею возраста трех лет. Этот отпуск предоставляется без сохранения заработной платы. Но по достижению ребенком возраста двух лет женщине выплачивается помощь за счет средств государственного социального страхования.

Время отпуска по уходу за ребенком засчитывается как в общий так и в непрерывный стаж и в стаж работы по специальности. Но это время не засчитывается к стажу работы, котрый дает право на ежегодный оплачиваемый отпуск.

Учитывая физиологические особенности женского организма законодательство о труде предусматривает ряд ограничений в выполнении определенных работ а при некоторых работах устанавливает женщинам льготы и преимущества. Для государства обе социальные функции женщины – работа в общественном производстве и материнство являются важными. Которую из этих функций выполнить должна сама женщина . Если женщина решила посвятить себя семье воспитанию детей то это должно признаваться общественно-полезным и давать право при определенных условиях на материальное обеспечение при достижении определенного возраста.

При выборе трудовой деятельности работа женщины должна быть достойной хорошо оплачиваемой, а не любой что дает какую-то оплату и льготный стаж.

Не допускается ночная работа и других женщин за исключением тех отраслей народного хозяйства где это вызвано особой необходимостью и разрешается как временное мероприятие. Перечень этих отраслей и видов работ с укзанием максимальных сроков применения труда женщин в ночное время утверждается Кабинетом Министров Украины.

Запрещается отказывать женщинам в принятии на работу и снимать им заработную плату в случаях связанных с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет одиноким матерям- при наличии ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка инвалида. При отказе в принятии на работу отмеченным категориям женщин владелец или уполномоченный орган обязан сообщать им причину отказа в письменной форме. Отказ в принятии на работу может быть обжалован в судебном порядке.

В связи с беременностью и родами женщинам предоставляется социальные отпуска их длительность составляет 70 календарных дней до родов и 56 –после родов. В случае осложнения родов или рождения двух и больше детей отпуск после родов предоставляется длительностью 70 календарных дней .

Дни отпуска по беременности и родах исчисляются суммарно и предоставляются женщинам полностью независимо от количества дней фактически использованных до родов. После отпуска связи с беременностью и родами женщина по своему желанию может взять отпуск по уходу за ребенком до достижения ею возраста трех лет. Этот отпуск предоставляется без сохранения заработной платы. Но по достижению ребенком возраста двух лет выплачивается помощь за счет средств государственного и социального бюджета.

Льготы и преимущества предусмотренные законодательством о труде конкурентноспособность женской рабочей силы на рынке труда. Удерживать работников которые имеют много льгот или уполномоченному им органа принудить предпринимателей брать женщин на работу в современных условиях практически невозможно. Работа женщин вне домашнего очага вызвана экономической необходимостью если не самой содержать себя и свою семью то по крайней мере женщинам помочь мужчине добывать необходимые хоть минимальные средства к существованию поскольку не всегда семья имеет возможность прожить за вознаграждение которое получает мужчина.

Вынужденное совмещение семейных обязанностей с работой не проходит бесследно. Самым чувствительным негативом последствием фактически двойной нагрузки женщины является хроническое переутомление, что приводит к снижению производительности ее труда на производстве. Таким образом изложенное выше предусматривает актуальность исследуемой темы.