Все было очень логично и понятно. Инструкция, как работать, что делать, когда делать и достаточно гарантированный результат таких действий. Но все должны были думать одинаково, жить одинаково, работать одинаково. Никакого творчества, никакой индивидуальности. Но в те времена было больше стабильности и понятности. И такая нужная уверенность в завтрашнем дне. И если есть что-либо ценное в опыте советских времен, то это могло бы пригодиться и сегодня, пишет кадровый портал rabota.ua.
Ведь наша история дает ключ к нашему будущему. А успешные действия стоят того, чтобы их повторять.
И я посмотрела на советское государство, как на крупное предприятие, которое производило различные продукты и услуги (конечно, с определенной долей юмора и собственной субъективности).
С точки зрения юриста я понимала, что на “предприятии СССР” существовали четкие и жесткие правила и законы. Нам всем известно, – если не из собственного опыта, так из рассказа родителей и бабушек (дедушек), – насколько недопустимым для карьеры было нарушение законов и правил. Как жестко наказывались отступники и каким страхом было наполнено руководство, боявшееся в результате своих решений “не угадать” мнение высшего руководства. Не слишком правильно, но почему-то действенно.
С точки зрения экономики ясно, что отдельные сектора производства были убыточными. Однако стабильные зарплаты, премии и соц.гарантии у них сохранялись за счет прибыльности других отраслей. Другими словами, если современные менеджеры по продажам продали много товара, то премии положены не только им. Ведь секретарь что-то делала все это время. Несправедливо ее лишить доплаты. Не усадить же всю фирму менеджерами по продажам? Вспоминая СССР помним, что “профессии разные нужны, профессии разные важны”…
С точки зрения руководителя “предприятия СССР” главными вопросами были, конечно, мотивы. И можно найти много недостатков в их работе “на должности”, но бесспорно одно: каждый руководитель СССР стремился к процветанию “компании СССР”, хотя бы для того, чтобы как можно дольше оставаться его руководителем.
Здесь, конечно, понятно, что человеческая жадность и тщеславие могут привести к злоупотреблению своей властью на посту руководителя. Но никто не отменял Законов Божьих, поэтому нужно помнить, что их в СССР не принимали. Вот и нарушение ВЫСШИХ законов явно негативно влияло на некоторые решения в руководстве страны.
Теперь о рядовых работниках (включая сферу обслуживания и соцобеспечения).
Понимаем, что соцобеспечение на “предприятии СССР” – это только структурное подразделение, убыточное по своим финансовым результатам, профинансированое за счет других, прибыльных сфер деятельности “предприятия”.
Это означало, что работники медицинской сферы не могли и не должны были относиться к пациенту как к источнику поступления средств для “предприятия”. Однако они в той же мере подчинялись “общекорпоративным” правилам работы в компании с высшей целью – обеспечить процветание компании путем обеспечения здоровья ее работников. За это им и платили ЗП.
Иными словами, это внутреннее обслуживающее отделение. Нормальная производственная ситуация. Ведь только недалекий руководитель предприятия потребует от секретаря “прибыли”. Или от архива “роста доходов”. Но недалек будет и тот руководитель, который всю фирму превратит в “машину зарабатывания денег”, посадив на 20 м. кв. 20 менеджеров по продажам. Такое предприятие какое-то время будет зарабатывать много денег. Однако отсутствие человеческого отношения и вспомогательного персонала скоро станет критичнее, чем доход. Ведь мы все люди, и хотим оставаться людьми, а не “винтиками”.
И мне жаль, когда я слышу от секретарей и администраторов, что они не так важны, как менеджеры по продажам. Ведь последним дают премии, создают условия и т.п. Силами и стараниями тех же секретарей и администраторов. По такой логике не берут на работу женщин старше по возрасту, даже молодежь, потому что без опыта.
К работникам: о том, что во времена СССР каждый действительно с уважением относился к руководству и своей работе. Пытался как можно лучше выполнить, даже не очень понятные изначально, указания и распоряжения. А на улицах было безопаснее не только потому, что хорошо работала государственная машина, но и потому, что люди относились друг к другу с уважением и пониманием.
В свою очередь, призываю и работодателей вспомнить, ради чего они приступили к руководству. Если только ради денег и власти, то подумать, что, продав дьяволу душу, счастье не найдешь.
Лидерство – это не права. Лидерство – это обязанности. Лидер – это такая же работа, как и секретарь. С набором функций, обязанностей и только потом прав и полномочий, которые предоставляются ТОЛЬКО для того, чтобы выполнить возложенные функции.
Это означает, что своих работников следует уважать как людей и личностей. Ведь эти люди не только за зарплату позволяют вам, руководителю, вести их команду к поставленной цели. Ведь доверие и уважение своих работников заслуживается нормальным человеческим отношением и пониманием. И учетом потребностей работников и их интересов.
Потому что цивилизованное общество начинается с маленькой фирмы. Потому что цивилизованное общество – это там, где прохожий не бросит бумажку мимо урны, где директор не будет требовать от работника тупого сидения на рабочем месте, когда тот закончил свою часть работы, а работник не будет искать способа “отлинять” от работы, чтобы другой коллега сделал больше, а то и просто потому, что “нет мне дела до дохода фирмы, лишь бы ЗП вовремя и побольше”. Только когда люди, независимо от должности и статуса, будут идти друг другу навстречу, когда мы осознаем, что все работаем на благо предприятия “государство Украина”, и перестанем, как популярный тренд, “хотеть убежать на другую фирму “страна Х”, чтобы любить ее, потому что там кто-то другой до нас УЖЕ сделал лучше…
Если нас станет действительно много… Если мы, кроме недостатков, станем замечать и положительные изменения. Ведь они есть. Просто их меньше, чем должно быть…
Только тогда мы сможем в нашем государстве избавиться от недостатков и несправедливости. И снова сделать так, чтобы уверенность в завтрашнем дне стала реальностью для каждого.