...
Реєструйся

«внезапные» техники проведения вступительного интервью на собеседовании


Что делать, если на собеседовании вам предложат посмотреть кино

Можно прочесть десяток учебников о том, как подготовиться к собеседованию, и все равно пережить шок (или облегчение), если вдруг на интервью вам предложат посмотреть кино.

«КИНОСОБЕСЕДОВАНИЕ», или, выражаясь научно, МЕТОД СИНЕМАЛОГИИ, относится к числу «внезапных» техник проведения вступительного интервью. «Синемалогия — одна из многочисленных психологических методик, основанных на механизме проективной идентификации: испытуемый, часто сам того не подозревая, отождествляет себя с героем на экране и от его лица рассказывает о себе», — объясняет заместитель декана факультета психологии НИУ ВШЭ Евгений Осин.

Что же такая методика может дать голодному до новинок HR-рынку? «Методику синемалогии мы используем, особенно когда речь идет о высоких или специализированных позициях», — рассказывает Андрей Захаров, директор департамента по подбору персонала для банков и инвестиционных компаний «Агентства контакт». Данный метод позволяет выявить скрытое на подсознательном уровне отношение кандидата к себе самому, окружающим его людям и своей работе, считает Захаров.

«Синемалогия снимает эффекты “социальной желательности”: когда человека спрашивают напрямую о мотивах и ценностях, он дает тот ответ, которого от него ждут, — развивает мысль Осин. — Если же ему предлагается объяснить поведение героев фильма, он скорее изложит свою точку зрения, опираясь на свои мотивы и ценности, так что опытный интервьюер сможет их распознать».

По словам Захарова, большинство кейсов, которые даются кандидатам на собеседованиях, тесно связаны с их предыдущей работой. Но если HR-специалист предлагает кандидату разобрать проблемную ситуацию, в которой он действительно побывал, то эмоции могут исказить объективный анализ.

Лариса Лутовина, управляющий директор консалтинговой компании Private Consulting Group, видит в этом существенный минус синемалогии: кинособеседование размывает границы между организационными и личностными темами. Еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться при использовании синемалогии, — высокие временные и трудозатраты на проведение собеседований.

«Наиболее целесообразно использовать эту методику для менеджеров среднего звена, где важно оценить созвучность менеджера ценностям компании, — считает старший преподаватель кафедры организационной психологии НИУ ВШЭ, консультант по развитию людей и организаций Елена Мандрикова. — Для более низшего звена она может не окупить трудозатраты, а для высокопоставленных соискателей — слишком рискованна и экзотична».

Что же делать, если кадровое агентство вместо привычного собеседования приглашает смотреть фильм? «Для некоторых кинособеседование при всей своей нейтральности и мягкости оказывается не менее стрессогенным, чем даже привычная форма стресс-интервью», — объясняет Мандрикова. К тому же заранее предугадать выигрышный вариант ответа практически невозможно, так как синемалогия не предполагает правильных и неправильных ответов. Здесь психологи и карьерные консультанты оказались солидарны: к ситуации следует отнестись спокойно, с юмором и получить удовольствие от просмотра. Важно проявить себя цельной личностью, зачастую это ценится даже выше совпадения с формальными критериями оценки. Главное для соискателя — быть честным и искренним, ведь убедиться в его искренности и честности для интервьюера важнее всего.