Как узнать, что ваши сотрудники начинают работать на себя, используя ресурсы компании, рабочее время, оборудование и расходные материалы
Наверное, каждому руководителю знакома такая картина: вороватый взгляд и смущенная улыбка его работника… Да, сотрудник, который использует служебные ресурсы в личных целях – в наше время не редкость.
Он может разговаривать с родственниками по межгороду или бродить по Интернету за ваш счет, может выполнять «левые» заказы на вашем оборудовании, а может и «продавать» ваших клиентов конкурентам.
В России воровали всегда, воруют сегодня, будут воровать у своих хозяев и завтра, причем коммерческие структуры к этому особенно располагают.
Известно, что развитие бизнеса, особенно в сфере услуг, в большей части зависит не от технической составляющей, а от «человеческого фактора». Организовав техническую составляющую, собственник нанимает сотрудников, основной задачей которых становится привлечение и обслуживание клиентов, продвижение компании и вытекающее отсюда получение прибыли. Сотрудник общается непосредственно с клиентами, он привлекает их в компанию, продает им услуги компании. На первых порах практически каждый стремится проявить себя с лучшей стороны и выкладывается настолько, насколько ему это позволяют его возможности. Однако со временем вы можете заметить, что в фирме происходит что-то не то, число клиентов не растет или даже сокращается, прибыльность бизнеса падает, а в итоге выясняется, что ваш сотрудник начал использовать возможности вашей фирмы, чтобы получать выгоду исключительно для себя.
Редакция пригласила руководителей предприятий и специалистов по работе с персоналом обсудить ситуацию и получить ответы на вопросы: «Как распознать?», «Как реагировать?» и «Как предотвратить?»
Как распознать, что сотрудник работает на себя?
Скрывать работу на свой карман можно только до поры до времени. Как бы хорошо ни маскировался «внутренний предприниматель», всегда остаются следы его деятельности. Так же как и признаки, по которым его можно распознать. Участники обсуждения назвали как главный критерий (невыполнение прямых обязанностей), так и несколько косвенных признаков.
СОТРУДНИК НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ С ОБЯЗАННОСТЯМИ. Основной показатель того, что сотрудник в рабочее время начинает работать на себя – невыполнение им основных обязанностей. Если он стал хуже выполнять свою работу, перестал справляться с объемом, с которым раньше справлялся без проблем, допускает неоправданные задержки или срыв сроков, хотя раньше за ним такого не замечалось – это тревожный симптом. Безусловно, причина может быть другой, но достаточно часто она заключается именно в том, что у сотрудника появились «более важные» дела.
ОТСУТСТВИЕ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ. Должны настораживать ситуации, когда сотрудника не оказывается на рабочем месте. «Нарушители» придумывают самые немыслимые оправдания: плохое самочувствие, похороны родственников, проблемы в семье, лопнувшая батарея и даже болезнь любимой канарейки. Они начинают чаще брать отгулы и больничные листы. Если работа «нарушителя» связана с периодическими выездами, то он начинает постоянно опаздывать, долго задерживаться в каких-либо поездках.
СНИЖЕНИЕ ИНТЕРЕСА К РАБОТЕ. Когда все мысли заняты «собственным бизнесом», у работников заметно снижается интерес к основной работе. Частая погруженность сотрудника в собственные мысли зачастую свидетельствует отнюдь не о его своеобразных личных качествах, а о том, что он работает не только на вас. И именно по этой причине он думает о чем-то другом – а не о ваших производственных проблемах.
ИЗЛИШНЕЕ УСЕРДИЕ. К тревожным индикаторам относится и обратное явление: сотрудник стал слишком рано приходить на работу или постоянно задерживается дольше остальных.
НЕОПРАВДАННАЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ. Еще один признак – когда ваш сотрудник задает технические вопросы, которые не имеют непосредственного отношения к выполняемым в данный момент работам.
РОСТ РАСХОДОВ. Обратите внимание на такие факторы, как возрастание Интернет-трафика (причем часто во внерабочее время), увеличение расхода материалов, рост транспортных расходов – если они оплачиваются.
КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЕ РАЗГОВОРЫ. Признаки работы сотрудника на самого себя можно усмотреть в том, что он резко прекращает свою работу за рабочим столом или разговоры по телефону, когда к нему подходит руководитель. Он начинает получать больше личных звонков на сотовый, часто выходит с телефоном в коридор, в тамбур, в помещение для курения.
ПОСТОРОННИЕ КЛИЕНТЫ. Каждый руководитель знает специфику задач, поставленных перед своими работниками. Если вы замечаете, что сотрудник ведет телефонные переговоры на не связанные с работой темы или в офисе компании появляются незнакомые люди, необходимо серьезно задуматься: не завелся ли у вас «крот»?
НЕКОНТРОЛИРУЕМАЯ ПОЧТА. Сотрудник пользуется внешними почтовыми системами, которые находятся вне контроля компании.
НЕОБЪЯСНИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ КЛИЕНТОВ. Вам знакома ситуация, когда клиенты хотят общаться только с одним вашим сотрудником? И если тот болеет, заказчики предпочитают дождаться его выхода на работу? Можно объяснить этот факт высочайшим уровнем обслуживания, который обеспечивает заказчикам ваш сотрудник. А можно задать себе вопрос: а соблюдает ли он установленный в компании порядок выполнения работ, не пользуется ли обходными путями, чтобы, например, не согласовывать заказ у руководителя среднего звена?
МНЕНИЕ СОТРУДНИКОВ | |
Совесть умирает от несправедливостиВозможностей для лавирования на любом предприятии – масса! На нашем – в том числе. Как ни парадоксально, но лично у меня желание использовать служебные ресурсы во многом связано с амбициями, с желанием работать не только на кого-то, но и на себя. Любое проявление несправедливости со стороны руководства – и совесть просто «умирает»: разговоры по межгороду, использование служебного автотранспорта, работа с клиентами в обход фирмы – все возможно при желании и умении обводить начальство вокруг пальца. Наверное, тут имеет место и авантюризм, внутреннее желание доказать самой себе, что ты умнее тех, кто тобой руководит, – можешь у них под носом работать на себя. И тем не менее, главная причина подобной, как говорят наши руководители, «моральной неустойчивости» кроется в банальном желании больше заработать! Думаю, что если бы я чувствовала себя на 100% финансово независимой, в такие игры я бы не играла – несмотря на их увлекательность. Максимум – использовала бы служебный Интернет и корпоративный телефон для собственных целей. Ольга, сотрудник риэлторской фирмы, г. Волгоград. | |
У каждого есть соблазн воспользоваться «живыми» деньгамиГоворить об этом очень неприятно, и многие компании замалчивают это явление. Но существуют люди, получившие название «присвоенцы» – это торговые представители, которые не сдают деньги в кассу компании, а тратят их на свои нужды: в казино поиграть, девушку в ресторан сводить.… Вообще у каждого торгового агента есть соблазн воспользоваться «живыми» деньгами. Начинается все обычно с мелочей, с бензина, например. «Сейчас возьму, а завтра зарплату получу и вложу необходимую сумму». Но практика говорит об обратном – это затягивает, как трясина. А потом человек запутывается, и остановиться бывает трудно. В любом случае на предприятии необходим финансовый контроль: тогда вы знаете, от каких фирм, когда, какие суммы должны были поступить в кассу. Однако некоторые торговые представители, даже имея отчетность, умеют скрыть часть денег. Не хочу рассказывать об этом подробно – потом все будут так делать. Есть еще один вариант – это для более крупных компаний – собственные службы безопасности. В нашем городе были судебные разбирательства по таким делам. Люди получили условные сроки, и их обязали выплатить компаниям определенную сумму. Анатолий ПЕЧЕРИЦА, директор по продажам пищевого концерна «Вентокальдо», г. Красноярск | |
Мыслей, что я обкрадываю фирму, не было
|