...
Реєструйся

Что мешает украинским работодателям вести бизнес играючи?


Софтверные компании Силиконовой долины уже давно стали предметом для обсуждения и подражания в организации корпоративного релакса. Что мешает украинским работодателям вести бизнес играючи?

Классическим примером офисной релаксации когда-то стали японские фирмы, в которых сотрудникам позволяли бить чучело начальника, чтобы выплеснуть накопившийся за день негатив. Однако этот подход остался далеко в прошлом. Сегодня крупные компании создают интерьер такого уровня комфорта, который вполне способен “перекрыть” все рабочие cтрессы. К примеру, в компании Google есть все, чтобы сотрудники вообще не выходили за пределы ее территории. Там можно купить одежду, еду, поплавать в бассейне и посетить парикмахера. В самом офисе припрятано огромное количество “точек для релакса”: мягкие кресла-подушки, ванные, наполненные поролоном, массажные кресла и прочее. В офисе компании Red Bull в Лондоне круглый стол для переговоров оборудован сеткой для пинг-понга по диаметру, а со второго этажа на первый основным методом спуска является горка. Причем такой подход к оформлению рабочего пространства практикуется не только в корпоративном секторе, но и в некоторых госучреждениях. Например, “изюминкой” здания Министерства развития экономики и бизнеса Дании в Копенгагене является комната в форме яйца, в которой все стены выполнены в виде досок для рисования. Служащие могут оставлять там послания для коллег или просто развлечься, безнаказанно рисуя на стенах государственного учреждения.

На Западе можно найти много интересных примеров того, как компании организуют корпоративный досуг в рабочее время. В Украине пока немного фирм, которые могут позволить себе неформальный стиль офисной жизни, не говоря о том, чтобы такой подход был частью стратегии развития персонала.

Украинский опыт

“Когда в нашей компании в Украине будут работать 10 тыс. человек, как в американской, мы, вероятно, начнем строить баскетбольные площадки, но пока в киевском офисе работают три человека и еще два в перспективе. Поэтому строить места для отдыха нецелесообразно”, – говорит официальный представитель Google в Украине Дмитрий Шоломко. Однако отсутствие офисной инфраструктуры, которой знаменит офис в Кремниевой долине, компания Google старается своим украинским коллегам компенсировать другим способом – выделяет специальный бюджет. “Эти деньги мы тратим на релакс – походы в кино, спортзал, игры и т.д., – продолжает Шоломко. – Мы не строим волейбольных и баскетбольных площадок, но в целом работаем в том же режиме, что и наши коллеги в зарубежных офисах”.

Одной из компаний, создавшей на своей территории возможности для отдыха, является компания “Оболонь”. Два кикера, дартс, два стола для пинг-понга, тренажерный зал и сауна используются сотрудниками на 100%. В ЧАО “САН ИнБев Украина” установлены настольные футбольные поля. Эти игрушки есть в некоторых офисах по дистрибуции и продажам. “В центральном офисе мы создали еще и спортивный уголок, чтобы каждый мог размяться”, – говорят в компании. Дартс и другие настенные и настольные игры каждый отдел по своему желанию размещает здесь самостоятельно. “А вот в нашем подразделении в Харькове, где находится бизнес-сервис-центр, интерьер оформлен в виде мансарды пляжного домика на берегу океана – с плетеными стульями, столами и барной стойкой”, – добавляет менеджер по внутренним коммуникациям Украины и России компании “САН ИнБев” Анастасия Черненко. В Brain Source International есть настольный футбол, дартс и массажное кресло. В JTI релакс предполагает просмотр кино или футбольных матчей в нерабочее время. В IDS из доступных удовольствий – дартс в некоторых кабинетах, установленный по собственному желанию сотрудников.

Как видим, в большинстве компаний места для отдыха представляют собой просто обстановку с элементами релакса, позволяющими скорее переключить внимание, нежели сменить род деятельности (к примеру, с сидячего на спортивный).

Элемент стратегии

Во многих зарубежных компаниях релакс уже давно возвели в ранг особой бизнес-философии или же сделали частью стратегии компании. Эффективность и точность выполнения функциональных обязанностей возрастает в полтора раза, если работник имеет возможность отдохнуть, не покидая место работы, говорит Татьяна Столярова, специалист по персоналу управляющей компании Brain Source International. Интересными в данном случае являются результаты эксперимента, проведенного Нью-Йоркским университетом, в ходе которого было доказано, что во время отдыха в течение рабочего дня мозг не “отключается”, а продолжает усваивать и обрабатывать информацию. Исследователи выяснили, что даже во время отдыха ключевые области коры головного мозга находятся в активном состоянии. При этом их активация сопровождалась активацией гиппокампа – части головного мозга, отвечающей за память. После отдыха испытуемые продемонстрировали хорошее запоминание информации. При этом лучше воспроизводили информацию те, у кого изучаемые участки головного мозга сильнее активировались во время отдыха. “Неоднократно замечалось, что можно сидеть над проблемой сутками, а затем отвлечься на пять минут, отдохнуть, и решение приходило в голову мгновенно”, – рассказали в рекрутинговой компании SM Consulting.

В свете этого любопытным является тот факт, что на вопрос о том, каким образом в компаниях измеряют “уровень” эффективности работы и сравнивали ли продуктивность сотрудников до и после внедрения корпоративного “веселья”, как правило, ответ был отрицательным. “Пришли к этому интуитивно”, “инициатива руководства”, “пытаемся внедрить стандарты западных компаний” – приблизительно такие ответы чаще всего мы слышали в украинских компаниях, которые в той или иной мере отметились особой “веселой” корпоративной культурой. В “Оболони”, например, отмечают, что оборудование мест для отдыха вовсе не было стратегией компании и даже не преследовалась цель поднять производительность труда. “Весь комплекс мероприятий и мест для отдыха был сформирован спонтанно. Это была просто личная инициатива руководства”, – рассказали в “Оболони”. Роман Хмиль, управляющий директор компании GlobalLogic Ukraine, проработавший четыре года в США в IT-индустрии (также изучал опыт компаний Силиконовой долины), придерживается такого мнения: “Ту корпоративную культуру, которой так знамениты компании, чьи офисы находятся в Кремниевой долине, изначально создавали скорее интуитивно, подстраиваясь под привычки и предпочтения сотрудников. Никаких особых исследований и замеров их эффективности не проводилось”.

Впрочем, по мнению HR-экспертов, даже если компании изначально не ставили целью повысить КПД персонала и не возводили корпоративный релакс в ранг элемента стратегии, возможность расслабиться в рабочей атмосфере благоприятно влияла на его работоспособность, уменьшала конфликтность в коллективе, сокращала потери рабочего времени из-за болезней и повышала лояльность сотрудников к компании.

Кто работает, отдыхая

В Украине, как и на Западе, наибольшие возможности релаксации для своих работников предоставляют IT- и рекламные компании. И дело вовсе не в нехватке бюджетов. Корпоративная культура должна служить бизнес-целям. И если сотрудники могут максимально эффективно работать в определенной атмосфере, то им эту атмосферу обеспечивают. “Такая культура подходит больше всего творческим компаниям, которые что-то создают. Причем создают именно интеллектуальный продукт”, – говорит Татьяна Столярова, объясняя широкое распространение неформальной корпоративной культуры именно в рекламных, маркетинговых и софтверных бизнесах. В серьезных компаниях, избегающих “неформальной” славы, офис – исключительно рабочее пространство. “Единственной отдушиной в нашем офисе является барная зона, в остальной его части царит сугубо деловая атмосфера”, – говорят в компании “Аструм”, отмечая, что в целом для финансовых компаний создание подобных мест проведения досуга нетрадиционно. Это подтверждает и опыт ПриватБанка. “У нас каждый сотрудник отвечает за часть непрерывного процесса, который не может быть прерван на отдых. Клиент, приходя в банк, должен получить услугу немедленно, не дожидаясь, пока менеджер вернется из бассейна”, – отметили в финучреждении.

В целом похвастаться наличием неформальных элементов в корпоративной инфраструктуре сегодня в Украине могут лишь единицы фирм, которые, как правило, являются “дочками” глобальных концернов. Компании со 100%-ным украинским капиталом пока “не готовы” к внедрению неформальной корпоративной культуры. Максимум, чего можно ожидать, это разрешения на ношение неформальной одежды в пятницу. По мнению HR-экспертов, переменам в корпоративной культуре мешает украинский менталитет и постсоветские принципы.

 

Цена вопроса

Бильярдный стол – 3650-142 000 грн.

Бильярдный кий – 380-4800 грн.

Дартс – 600-1700 грн.

Крикинг – 6300-8000 грн.

Настольный теннис – 1300-5000 грн.

Комплекс тренажеров для тренажерного зала – около 300 000 грн.

Источник: investgazeta.net

Матеріали до теми


Держпраці наголошує на внесенні актуальних змін до колективних договорів
У разі колективно-договірного регулювання соціально-трудових відносин до генеральної угоди, галузевих (міжгалузевих) і територіальних угод, колективних договорів включаються положення, що забезпечують ...
Як робочий час впливає на продуктивність працівника
Організація робочого часу стає стратегічним пріоритетом для роботодавців у сучасному бізнес-середовищі. А визначення оптимальних моделей робочого часу впливає на результативність ...