Держать знания в секрете специалистов заставляет боязнь конкуренции и страх потерять ценность в глазах руководства
Сам себе враг
«Мой карьерный рост внезапно прервался. Это произошло в тот момент, когда я взял под крыло молодого и неопытного стажера, попавшего в наш отдел по распределению из университета, — делится личным опытом менеджер по рекламе Вадим Старцев. — Я познакомил молодого коллегу с моим новым проектом, который собирался через месяц представить на рассмотрение начальства. Но парень оказался не так прост, как я думал: он украл мои идеи и выдал проект за свой. Теперь этот юноша — мой непосредственный начальник. И когда к нам направляют новых сотрудников, я предпочитаю держаться от них в стороне».
Страх вырыть себе яму своими же руками, создав целый штат конкурентов, чаще всего заставляет людей держать знания в секрете. По данным опроса, проведенного исследовательским центром портала SuperJob, именно этим мотивом руководствуются большинство офисных «жадин» — 17%.
«Если вы считаете, что ваше конкурентное преимущество — это только технические навыки, вы стопроцентно проиграете, — считает заместитель генерального директора компании „Велес Персонал“ Марина Миронова. — Профессиональный успех в огромной мере определяется личными качествами сотрудника: его умением выстраивать отношения с руководством и коллегами, видеть общую картину бизнеса и понимать, что его работа означает для компании».
Вдобавок это прекрасный шанс обзавестись лояльной командой. Если вы заинтересованы в том, чтобы стать неформальным лидером коллектива, имидж опытного советчика вам просто необходим.
Такой, как все
Боязнь потерять уникальность и ценность в глазах начальства из-за того, что вы поделились своими знаниями с коллегой, необоснованна. Напротив, если руководство увидит, что ваш опыт идет на благо компании, скорее всего, ваша ценность как сотрудника только возрастет.
«Знания — вещь непостоянная, так как сотрудник изо дня в день растет и совершенствуется как профессионал, — считает Марина Миронова. — Поэтому имеет смысл перестать чахнуть над златом, открыть сундуки и поделиться своими сокровищами. Человек, который бережет знания, не может двигаться дальше, а тот, кто охотно делится, переходит на новую ступень развития».
Неблагодарное дело
Многие уверены в том, что коллеги либо просто не заинтересованы в получении новых знаний, либо не готовы к профессиональному росту. Безусловно, заниматься обучением всех подряд бессмысленно. Обратите внимание на тех, кому это действительно необходимо.
Конечно, никто не заставляет человека насильно вдалбливать окружающим какую-то рабочую информацию, тем более что такое поведение будет восприниматься негативно. Но, если люди обращаются за помощью, следует идти им навстречу.
Говоря о том, что коллеги не заинтересованы в получении новых знаний, вы перекладываете ответственность на окружающих. Если у сотрудника есть внутренняя готовность делиться, то коллеги будут обращаться к нему за советом и его профессиональный авторитет сильно возрастет.
Обиды молодости
«Я начал работать курьером в строительной компании, еще будучи студентом, — рассказывает архитектор Юрий Левин. — Спустя пару месяцев меня перевели в офис на должность администратора. Завязал дружбу с менеджером из отдела планирования, предложил ему ознакомиться с моим личным проектом застройки. Сейчас я являюсь начальником недавно организованного отдела, занимающегося планированием элитного жилья. Имею стабильный оклад и в перспективе возможность повышения. Личным опытом я делиться не собираюсь, поскольку следую принципу «сделай себя сам».
По мнению HR-специалистов и психологов, такую позицию нельзя назвать зрелой. Такой подход характерен скорее для молодых сотрудников. Неслучайно, по данным уже упоминавшегося выше опроса, чаще и охотнее всего своими профессиональными секретами делятся зрелые специалисты старше 40 лет.
«Это позиция обиженного ребенка, — характеризует позицию, озвученную Юрием, Марина Миронова. — Если человек вырос личностно, он никогда не позволит себе такой комментарий».
Корыстный интерес
«Я работаю в филиале крупной компании уже довольно давно, — рассказывает HR-менеджер Валентина Шарапова. — Когда к нам приходили новые сотрудники, мне доставляло большое удовольствие их обучать, передавать новичкам свой опыт и знания. Начальством было замечено мое рвение — теперь я менеджер по персоналу, и в компании наконец-то появилась система адаптации новичков. Занимаюсь любимым делом и получаю зарплату в полтора раза больше. Считаю, что молодых коллег надо поддерживать на старте их профессионального пути».
Далеко не всегда все складывается так удачно, как в случае с Валентиной. Однако невозможность продать свои знания за деньги вовсе не означает, что нужно держать их в строжайшем секрете. «Стоит осознать тот факт, что не все в этой жизни должно оплачиваться, — говорит Марина Миронова. — Существуют определенные нормы общежития. Ведь эту идею можно довести до абсурда, говоря: „Я не встану и не выключу кондиционер, потому что мне за это не платят“. Я считаю, что желание поделиться своими знаниями и опытом — сродни желанию уступить место пожилому человеку в транспорте. У сотрудника должна присутствовать внутренняя установка на товарищество».
Конечно, желание получать деньги за профессиональное обучение вполне разумно. Но подумайте: какой смысл в том, что багаж ваших знаний и навыков лежит без дела? Не забывайте также и о том, что информация — это благо, поделившись которым вы ничего не потеряете.
К тому же профессиональные знания не обязательно продавать. С тем же успехом вы можете обмениваться ими с коллегами. Информация сегодня стала самым ценным ресурсом, а значит, распоряжаться ею нужно правильно.
Авторы: Мария Решетникова, Наталья Чудова
Источник: training.com.ua