...
Реєструйся

Медведь, лиса, сова, черепаха, акула: модели поведения в конфликтных ситуациях


Идеальное бесконфликтное состояние, когда люди работают и взаимодействуют в полной гармонии с самими собой и окружающими — это недостижимая утопия. Поэтому большинство усилий по полному устранению конфликтов оказываются тщетными. Необходимо перенести акцент с устранения конфликтов на контроль или управление ими. Для наглядной демонстрации наиболее ярких качеств и моделей поведения в конфликтах, каждую из ситуаций можно представить в виде образов тех или иных животных. Вот ситуации, при которых использование предлагаемых стратегий поведения наиболее уместно.

В процессе делового и межличностного общения встречаются как люди, склонные к конфликтному поведению, так и те, которые спокойно относятся к различным ситуациям, сохраняя уравновешенность и способность принимать оптимальные решения. В своем анализе конфликтов в системе межличностных отношений Кеннет Томас (Kenneth W. Thomas) предложил новый подход к их разрешению и нейтрализации (Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument (Tuxedo; NY: Xicom, 1974)).

Традиционно психологическая литература делала акцент на «разрешение» конфликта, подчеркивая, что его можно и необходимо разрешить: достичь идеального бесконфликтного состояния, когда люди работают и взаимодействуют в полной гармонии с самими собой и окружающими. Однако повседневная практика показала, что:

  • — большинство усилий по полному устранению конфликтов оказываются тщетными;
  • — конфликты, кроме негативной функции, способны нести и позитивное начало

Отсюда К. Томас предположил, что необходимо перенести акцент с устранения конфликтов на контроль или управление ими. Впервые в социальной психологии был поставлен вопрос о неоднозначном отношении к личностным конфликтам и было показано, что одна из задач управления — научиться управлять всеми фазами конфликта.

К. Томас выделил следующие пять способов регулирования конфликтов:

  1. 1. Соревнование (конкуренция), как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
  2. 2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству принесение в жертву собственных интересов ради другого.
  3. 3. Компромисс (нейтральный вариант).
  4. 4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
  5. 5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к консенсусу, полностью удовлетворяющему интересы обеих сторон.

Согласно К. Томасу при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха. При таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, возможны два варианта: или один из участников в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на уступки друг другу. Только одна стратегия — сотрудничество — приносит выигрыш двум сторонам.

К. Томас разработал специальный вопросник (он адаптирован Н. В. Гришиной), с помощью которого можно определить свою предрасположенность к той или иной стратегии или гибкость, т. е. умение менять стратегии в зависимости от цели, ситуации, особенностей партнера по взаимодействию и своих личностных характеристик. Для более наглядного представления наиболее ярких качеств и моделей поведения в конфликтах, каждую из ситуаций можно представить в виде образов тех или иных животных. Вот ситуации, при которых использование предлагаемых стратегий поведения наиболее уместно.

Приспособление («медведь»):

  • – наиболее важная задача — восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
  • – предмет разногласий более существен для оппонента, чем для вас;
  • – открывается возможность более сложных проблемных ситуаций по сравнению с той, которая рассматривается сейчас, а пока необходимо упрочить взаимное доверие;
  • – необходимо признать собственную неправоту;
  • – утверждение своей точки зрения требует много времени и значительных интеллектуальных усилий;
  • – вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми;
  • – вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы;
  • – вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас.

Компромисс («лиса»):

  • – у сторон одинаково убедительные аргументы;
  • – необходимо время для урегулирования сложных проблем;
  • – требуется принять срочное решение при дефиците времени;
  • – сотрудничество и директивное утверждение своей точки зрения не приводят к успеху;
  • – обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;
  • – вас может устроить временное решение;
  • – удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную в начале цель;
  • – компромисс позволит сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете хоть что-то получить, чем все потерять.

Сотрудничество («сова»):

  • – необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме слишком важен и не допускает компромиссных вариантов;
  • – основной целью обсуждения является приобретение совместного опыта работы, получение широкой информации;
  • – необходима интеграция точек зрения и сближение мнений участников конфликтной ситуации;
  • – представляется важным усиление личностной вовлеченности в деятельность и групповой сплоченности;
  • – у вас есть время поработать над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешению конфликтов на основе перспективных планов);
  • – вы и ваш оппонент хотите поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения.

Игнорирование, избегание («черепаха»):

  • – источник разногласий тривиален и несуществен по сравнению с более важными задачами;
  • – необходимо время, чтобы восстановить спокойствие и создать условия для трезвой оценки ситуации;
  • – изучение ситуации и поиск дополнительной информации о природе конфликта представляется более предпочтительными, чем немедленное принятие какого-либо решения;
  • – предмет спора не имеет отношения к делу, уводит в сторону и при этом является симптомом других, более серьезных проблем;
  • – подчиненные или коллеги могут сами успешно урегулировать конфликт;
  • – напряженность слишком велика, вы чувствуете необходимость ее ослабления;
  • – у вас мало власти для решения проблемы или для ее решения желательным для вас способом;
  • – пытаться немедленно решить проблему опасно, поскольку открытое ее обсуждение может только ухудшить ситуацию.

Соперничество, конкуренция («акула»):

  • – требуются быстрые и решительные меры в случае непредвиденных и опасных ситуаций;
  • – целесообразно при решении глобальных проблем, связанных с эффективностью деятельности (при уверенности в своей работе);
  • – идет взаимодействие с обучаемыми, предпочитающими авторитарный стиль;
  • – исход очень важен для вас, и вы делаете ставку на собственное решение возникшей проблемы;
  • – вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения, вполне очевидно, что предлагаемое вами решение наилучшее;
  • – вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и что вам нечего терять.

Автор: Aльвинa Пaвлoвнa Пaнфилoвa, дoктop педагогических наук, пpoфессор кафедры социального менеджмента Российского государственного педагогического университета им. А.И. Гepцена.

www.elitarium.ru

Матеріали до теми


Бронювання працівників: роз’яснення юриста
Попри те що захист держави — це конституційний обов’язок громадян України, законодавець передбачив для певної категорії громадян можливість не виконувати ...
Соціальна відповідальність роботодавця охоплює за певних умов і пенсійне забезпечення колишніх працівників
Соціальна відповідальність роботодавця (його правонаступника) охоплює не лише економічні обов’язки перед працівниками, а й містить соціальну й етичну складову, що ...
Законопроєкт № 10449: що потрібно знати про мобілізацію в Україні
Верховна Раді 30 січня 2024 року зареєструвала урядовий проєкт Закону про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо окремих ...
Відмінності виконання роботи за трудовими і цивільно-правовими договорами
Право на працю в Україні реалізується переважно шляхом укладання трудового договору між працівником та роботодавцем. При цьому трудовий договір треба ...