...
Реєструйся

Нелегальных работников будут искать после выборов


Бороться с тенью в разгар избирательной кампании глупо, так как все кандидаты платят своим штабистам черные зарплаты.

В стране планируется ужесточить санкции для работодателей за неоформленный персонал: по утверждению министра социальной политики Сергея Тигипко, штраф за одно нелегальное рабочее место будет не менее двенадцатикратного размера средней зарплаты (сейчас это порядка 36,2 тыс. грн).

В Минсоцполитики уже даже подсчитали: в настоящее время минимум со 145 млрд. грн. заработной платы ни копейки налогов и сборов работодателями не уплачивается. А потому выведение рабочих мест из тени позволит повысить выплаты каждому пенсионеру почти на 300 грн.

Однако, по словам генерального директора рекрутинговой компании Acumen International Николая Ганжи, главная проблема такой инициативы состоит в разработке четкого механизма поиска и “отлова” нелегалов. По логике вещей, механизм проверок будет выглядеть следующим образом: создадут специальные комиссии, которые будут инспектировать отделы по работе с персоналом, проверять трудовые договора и трудовые книжки и т.д. А для этого понадобится большой штат проверяющих, срок проверок из-за отсутствия отлаженного механизма будет затягиваться, особенно если это большое производство. Кроме того, если проверять компанию с физическим адресом и офисом просто, то посчитать, сколько персонала трудится в тех организациях, которые работают с людьми дистанционно, оплачивая их услуги через платежные системы, затруднительно.

И все же некоторые сложности в этом вопросе чиновники работодателям обеспечат. К примеру, как отмечает руководитель практики “Региональный бизнес” компании Hudson Константин Ткаченко, даже сегодня многие нормы законодательства трактуются двояко, и это периодически приводит к штрафным санкциям работодателей. Это при том, что в настоящее время проверки легальной занятости осуществляются лишь после поступления в прокуратуру жалобы непосредственно от работника. Правда, подобное случается не часто. С одной стороны, разъяснительная работа в этом направлении может увеличить количество обращений работников, и соответственно вырастет показатель выявленных официально нетрудоустроенных сотрудников. В таком случае положительным моментом для “нелегалов” от нововведения может стать более корректная оплата их труда. Ведь призывы сообщить в соответствующую службу могут сократить количество тех, кому по окончанию временных работ работодатель “забыл” выплатить обещанную сумму. С другой стороны, попытки Сергея Тигипко по “отбеливанию” зарплат двухлетней давности успехом не увенчалось — стучать и жаловаться на своих работодателей за конверты сотрудники так и не стали.

Второй момент, желание сохранить квалифицированные кадры все же заставит работодателей придумывать способы обойти новые проверки. “Например, сотрудников могут по максимуму перевести на дистанционную работу”, — отмечает Николай Ганжа. Также одним из реальных последствий грядущей детенизации станет увеличение количества работников, оформленных в штат на минимальную зарплату (1102 грн. с 01.07.2012 года). Возможными сценариями для сотрудников может стать переход работодателя на белую зарплату меньшего уровня (за вычетом всех налогов и выплат) либо сохранение размеров зарплат на фоне сокращения штата (с увеличением функций для оставшихся). Третий вариант для высокооплачиваемых специалистов (например, в ИТ-секторе), который предлагают работодатели, не желающие брать сотрудников в штат, — открытие СПД и заключение договоров на выполнение каких-то определенных работ и услуг.

Вряд ли такие шаги обрадуют наемных рабочих, однако сегодня работодатели о реальной детенизации рынка труда даже не думают. “Причина – большое налоговое давление на работодателей. Сейчас совокупные отчисления из фонда оплаты труда составляют 55-57%”, — поясняет юрист международного кадрового портала hh.ua Анна Воеводина. Так что введением очередных административных методов по ужесточению контроля над трудоустройством нелегалов значительных результатов правительство вряд ли добьется — около 70% украинского рынка труда как находилось, так и останется в тени. Причем “грешат” тенью все — от летних кафе до предвыборных штабов. Ведь, как отмечают эксперты, перенесение очередной зарплатно-трудовой инициативы на послевыборный период произошло не случайно. И дело не только в электоральных рисках. Сегодня ни в штабах политических партий, ни у мажоритарщиков не готовы выплатить всем штабным и “полевым” сотрудникам “белую” зарплату. Как, впрочем, и узаконивать официально трудовые отношения с почти миллионом человек, задействованных в будущих выборах.

Светлана ПОПЕЛЬ, Комментарии №27, 13-19 июля 2012

Матеріали до теми


Коли слід припинити виплату середнього заробітку мобілізованому працівникові після загибелі, якщо така виплата зберігалася після 19.07.2022 р.
Відповідно до статті 119 Кодексу законів про працю України (в редакції, що діяла до 19.07.2022; далі — КЗпП) за працівниками, ...
Оплата тимчасової непрацездатності застрахованій особі, яка працює за сумісництвом
З 1 січня 2023 року до Закону України «Про загальнообов’язкове державне соціальне страхування» від 23 вересня 1999 року № 1105-XIV ...
Чи повинен роботодавець вести військовий облік жінок на підприємстві
У сьогоднішніх реаліях, що зумовлені тривалою боротьбою України проти збройної агресії рф, питання ведення військового обліку жінок на підприємствах набуло ...