...
Реєструйся

Относительно разъяснений положений Закона Украины “О принципах предупреждения и противодействия коррупции”


МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 12.10.2011 г. N 612-0-2-11/11

Относительно разъяснений положений Закона Украины “О принципах предупреждения и противодействия коррупции”

В связи с письмом <…> Министерство юстиции рассмотрело Ваше обращение <…> относительно разъяснения положений Закона Украины “О принципах предупреждения и противодействия коррупции” (далее – Закон) и сообщает следующее.

1. Для решения вопроса об отнесении главного бухгалтера предприятия к субъектам ответственности за коррупционные правонарушения следует исходить из положений статьи 4 Закона, которая применяет два основных критерия определения таких субъектов. Первый занимание должностей в органах государственной власти, второй – выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Постановлением Пленума Верховного Суда Украины от 26 апреля 2002 года N 5 “О судебной практике по делам о взяточничестве” определено, что организационно-распорядительными обязанностями являются обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности. Такие функции выполняют, в частности, руководители министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных, коллективных или частных предприятий, учреждений и организаций, их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами), их заместители, лица, руководящие участками работ (мастера, прорабы, бригадиры и т. п.).

В то же время под административно-хозяйственными обязанностями понимают обязанности по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечения контроля за этими операциями и т. п.). Такие полномочия в том или ином объеме имеются у начальников планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, заведующих складами, магазинами, мастерскими, ателье, их заместителей, руководителей отделов предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров и т. п.

Таким образом, лица относятся к субъектам ответственности за коррупционные нарушения, если они занимают должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в:

– органах государственной власти, и являются уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления (пункт 1 части первой статьи 4 Закона);

– юридических лицах публичного права и получают заработную плату за счет государственного или местного бюджета и приравнены к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления (подпункт “а” пункта 2 части первой статьи 4 Закона).

Кроме того, должностные лица в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 4 Закона являются субъектами ответственности за коррупционные нарушения, если такие лица:

– постоянно или временно занимают должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей;

специально уполномочены на исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в юридических лицах частного права независимо от организационно-правовой формы.

Также субъектами ответственности за коррупционные правонарушения в соответствии с пунктом 4 части первой статьи 4 Закона являются должностные лица юридических лиц и физические лица в случае получения от них лицами, указанными в пунктах 1 и 2 части первой статьи 4 указанного Закона, неправомерной выгоды.

2. Понятия “неправомерное содействие” и “неправомерное предоставление преимущества”, указанные в части первой статьи 6 Закона, применяются к кругу лиц, определенных в пунктах 1 – 3 части первой статьи 4 Закона.

В зависимости от того, соответствуют действия должностных лиц требованиям законов или другим нормативно-правовым актам либо нарушают их, они делятся на правомерные и неправомерные.

Под понятием “правомерные действия” следует понимать действия должностных лиц, соответствующие требованиям законов и других нормативно-правовых актов. В свою очередь неправомерными действиями должностных лиц являются нарушения ими требований законодательства при исполнении своих служебных обязанностей, за что к таким лицам может быть применена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.

3. Частью седьмой статьи 5 Закона предусмотрено, что должностные и служебные лица органов государственной власти, должностные лица местного самоуправления, юридических лиц, их структурных подразделений в случае выявления коррупционного правонарушения или получения информации о совершении такого правонарушения работниками соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, их структурных подразделений обязаны в пределах своих полномочий принять меры относительно прекращения такого правонарушения и немедленно письменно уведомить о его совершении специально уполномоченный субъект в сфере противодействия коррупции.

В то же время ответственность за несообщение лицом о выявлении им коррупционных правонарушений установлена статьей 1729 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

 

Заместитель Министра юстиции Украины –
руководитель аппарата

А. Седов

Матеріали до теми


Оновлено порядок надання компенсації за облаштування робочих місць для осіб з інвалідністю
Постановою Кабінету Міністрів України від 21 лютого 2025 року № 273 (далі – Постанова № 273) вносяться зміни до постанови ...