...
Реєструйся

Относительно разъяснений положений Закона Украины “О принципах предупреждения и противодействия коррупции”


МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 12.10.2011 г. N 612-0-2-11/11

Относительно разъяснений положений Закона Украины “О принципах предупреждения и противодействия коррупции”

В связи с письмом <…> Министерство юстиции рассмотрело Ваше обращение <…> относительно разъяснения положений Закона Украины “О принципах предупреждения и противодействия коррупции” (далее – Закон) и сообщает следующее.

1. Для решения вопроса об отнесении главного бухгалтера предприятия к субъектам ответственности за коррупционные правонарушения следует исходить из положений статьи 4 Закона, которая применяет два основных критерия определения таких субъектов. Первый занимание должностей в органах государственной власти, второй – выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Постановлением Пленума Верховного Суда Украины от 26 апреля 2002 года N 5 “О судебной практике по делам о взяточничестве” определено, что организационно-распорядительными обязанностями являются обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности. Такие функции выполняют, в частности, руководители министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных, коллективных или частных предприятий, учреждений и организаций, их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами), их заместители, лица, руководящие участками работ (мастера, прорабы, бригадиры и т. п.).

В то же время под административно-хозяйственными обязанностями понимают обязанности по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечения контроля за этими операциями и т. п.). Такие полномочия в том или ином объеме имеются у начальников планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, заведующих складами, магазинами, мастерскими, ателье, их заместителей, руководителей отделов предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров и т. п.

Таким образом, лица относятся к субъектам ответственности за коррупционные нарушения, если они занимают должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в:

– органах государственной власти, и являются уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления (пункт 1 части первой статьи 4 Закона);

– юридических лицах публичного права и получают заработную плату за счет государственного или местного бюджета и приравнены к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления (подпункт “а” пункта 2 части первой статьи 4 Закона).

Кроме того, должностные лица в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 4 Закона являются субъектами ответственности за коррупционные нарушения, если такие лица:

– постоянно или временно занимают должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей;

специально уполномочены на исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в юридических лицах частного права независимо от организационно-правовой формы.

Также субъектами ответственности за коррупционные правонарушения в соответствии с пунктом 4 части первой статьи 4 Закона являются должностные лица юридических лиц и физические лица в случае получения от них лицами, указанными в пунктах 1 и 2 части первой статьи 4 указанного Закона, неправомерной выгоды.

2. Понятия “неправомерное содействие” и “неправомерное предоставление преимущества”, указанные в части первой статьи 6 Закона, применяются к кругу лиц, определенных в пунктах 1 – 3 части первой статьи 4 Закона.

В зависимости от того, соответствуют действия должностных лиц требованиям законов или другим нормативно-правовым актам либо нарушают их, они делятся на правомерные и неправомерные.

Под понятием “правомерные действия” следует понимать действия должностных лиц, соответствующие требованиям законов и других нормативно-правовых актов. В свою очередь неправомерными действиями должностных лиц являются нарушения ими требований законодательства при исполнении своих служебных обязанностей, за что к таким лицам может быть применена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.

3. Частью седьмой статьи 5 Закона предусмотрено, что должностные и служебные лица органов государственной власти, должностные лица местного самоуправления, юридических лиц, их структурных подразделений в случае выявления коррупционного правонарушения или получения информации о совершении такого правонарушения работниками соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, их структурных подразделений обязаны в пределах своих полномочий принять меры относительно прекращения такого правонарушения и немедленно письменно уведомить о его совершении специально уполномоченный субъект в сфере противодействия коррупции.

В то же время ответственность за несообщение лицом о выявлении им коррупционных правонарушений установлена статьей 1729 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

 

Заместитель Министра юстиции Украины –
руководитель аппарата

А. Седов

Матеріали до теми


Кабмін готує електронне бронювання від мобілізації через «Дію»
Кабінет Міністрів повернувся до ідеї електронного бронювання військовозобов’язаних через «Дію», яка обговорювалася восени минулого року. Головна відмінність такого підходу – ...
Комітет ВРУ з питань молоді і спорту рекомендує Раді прийняти за основу проєкт Закону № 11072
Проєктом Закону про внесення змін до Закону України «Про державну допомогу сім’ям з дітьми» щодо розміру допомоги при народженні (усиновленні) ...