МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ
ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ПИСЬМО
от 28.04.2010 г. N ДЦ-09-2801/0/6-10
(Извлечение)
<…>
Считаем целесообразным заметить, что в соответствии со статьей 4 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. N 436-IV трудовые отношения не являются предметом регулирования данным Кодексом.
Правоотношения, возникающие между физическим лицом – работодателем и наемным работником, регулируются законодательством Украины в сфере труда, в том числе Кодексом законов о труде Украины, в частности статьей 241 данного Кодекса, и не подпадают под регулирование нормативно-правовыми актами Украины, регламентирующими вопросы проведения хозяйственной деятельности.
В соответствии с нормами трудового законодательства Украины в трудовых правоотношениях задействованы две стороны – работодатель и работник, которые имеют соответствующие права и обязательства друг по отношению к другу; все прочие субъекты имеют право вмешательства во взаимоотношения двух вышеуказанных сторон только в случаях и порядке, строго регламентированных законодательством.
В случае возникновения трудового спора между сторонами трудовых отношений относительно формулирования причины расторжения трудовых отношений, даты увольнения, оплаты труда и т. п. стороны в соответствии с действующим законодательством Украины имеют право разрешать такие вопросы в досудебном порядке путем достижения согласованной позиции, в частности во время снятия трудового договора с регистрации в государственной службе занятости, или путем обращения в суд.
В соответствии с Кодексом законов о труде Украины вопросы трудового спора между работодателем и работником являются предметом исключительно судебного разбирательства.
К вопросу 1
Пунктом 2 постановления Кабинета Министров Украины от 29.10.2009 г. N 1168 “Некоторые вопросы применения законодательства о труде физическим лицом, использующим наемный труд” предусмотрено, что для регистрации трудового договора физическое лицо представляет в недельный срок с момента фактического допуска работника к работе государственной службе занятости по месту своего жительства подписанный сторонами трудовой договор в трех экземплярах, свидетельство о государственной регистрации физического лица – предпринимателя, справку соответствующей государственной налоговой инспекции о присвоении идентификационного номера, копию такой справки, выданной работнику, его трудовую книжку и предъявляет паспорт. Подпись в трудовом договоре работника, не присутствовавшего во время его регистрации, удостоверяется нотариально.
К вопросу 2
Вопрос, поднятый в запросе (когда при снятии с регистрации трудового договора работник с принадлежащими ему документами по тем или иным причинам не являлся в центр занятости вместе с физическим лицом – работодателем и государственная служба занятости не имела правовых оснований на снятие трудового договора с регистрации), в настоящее время решен путем принятия 29.10.2009 г. Кабинетом Министров Украины постановления N 1168 “Некоторые вопросы применения законодательства о труде физическим лицом, использующим наемный труд”.
Теперь при условии соблюдения требований, установленных в постановлении Кабинета Министров Украины от 29.10.2009 г. N 1168, в частности пункта 5 данного постановления, физическое лицо – работодатель может снять с регистрации трудовой договор без присутствия работника.
Государственная служба занятости в течение трех рабочих дней со дня поступления указанных в пункте 5 данного постановления документов снимает трудовой договор с регистрации, о чем делает соответствующую запись в книге регистрации трудовых договоров и сообщает работнику (пункт 6 постановления Кабинета Министров Украины от 29.10.2009 г. N 1168).
Исходя из пункта 7 постановления Кабинета Министров Украины от 29.10.2009 г. N 1168 по обращению работника, не присутствовавшего во время снятия трудового договора с регистрации, должностное лицо центра занятости в течение трех рабочих дней со дня такого обращения делает соответствующую отметку в выданном ему экземпляре трудового договора и удостоверяет в трудовой книжке запись об увольнении с работы, внесенную физическим лицом.
К вопросу 3
Вопросы привлечения работодателей к ответственности за нарушение требований трудового законодательства Украины находятся в пределах компетенции уполномоченного государственного органа – Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде и соответствующих подразделений данного государственного органа – территориальных государственных инспекций труда (Положение о Государственном департаменте надзора за соблюдением законодательства о труде, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 18 января 2003 года N 50).
Действительно, согласно статье 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях нарушение требований законодательства о труде влечет наложение соответствующего штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и граждан – субъектов предпринимательской деятельности.
К вопросу 4
Положения постановления Кабинета Министров Украины “Некоторые вопросы применения законодательства о труде физическим лицом, использующим наемный труд” от 29.10.2009 г. N 1168, в частности и относительно снятия трудового договора с регистрации при отсутствии наемного работника, являются обязательными к исполнению органами государственной службы занятости.
В то же время обращаем внимание на то, что, в случае если документы, которые представлены для регистрации или снятия с регистрации трудового договора, не соответствуют требованиям постановления Кабинета Министров Украины от 29.10.2009 г. N 1168, органы государственной службы занятости возвращают их без совершения каких-либо действий с указанием причины (пункт 8 постановления Кабинета Министров Украины от 29.10.2009 г. N 1168).
Начальник Инспекции | И. Довженко |
© Інформаційно-аналітичний центр «ЛІГА», 1991 – 2010 |