...
Реєструйся

Письмо Минтруда от 28.04.2010 №ДЦ-09-2801/0/6-10


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ
ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

ПИСЬМО

от 28.04.2010 г. N ДЦ-09-2801/0/6-10

(Извлечение)

<…>

Считаем целесообразным заметить, что в соответствии со статьей 4 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. N 436-IV трудовые отношения не являются предметом регулирования данным Кодексом.

Правоотношения, возникающие между физическим лицом – работодателем и наемным работником, регулируются законодательством Украины в сфере труда, в том числе Кодексом законов о труде Украины, в частности статьей 241 данного Кодекса, и не подпадают под регулирование нормативно-правовыми актами Украины, регламентирующими вопросы проведения хозяйственной деятельности.

В соответствии с нормами трудового законодательства Украины в трудовых правоотношениях задействованы две стороны – работодатель и работник, которые имеют соответствующие права и обязательства друг по отношению к другу; все прочие субъекты имеют право вмешательства во взаимоотношения двух вышеуказанных сторон только в случаях и порядке, строго регламентированных законодательством.

В случае возникновения трудового спора между сторонами трудовых отношений относительно формулирования причины расторжения трудовых отношений, даты увольнения, оплаты труда и т. п. стороны в соответствии с действующим законодательством Украины имеют право разрешать такие вопросы в досудебном порядке путем достижения согласованной позиции, в частности во время снятия трудового договора с регистрации в государственной службе занятости, или путем обращения в суд.

В соответствии с Кодексом законов о труде Украины вопросы трудового спора между работодателем и работником являются предметом исключительно судебного разбирательства.

К вопросу 1

Пунктом 2 постановления Кабинета Министров Украины от 29.10.2009 г. N 1168 “Некоторые вопросы применения законодательства о труде физическим лицом, использующим наемный труд” предусмотрено, что для регистрации трудового договора физическое лицо представляет в недельный срок с момента фактического допуска работника к работе государственной службе занятости по месту своего жительства подписанный сторонами трудовой договор в трех экземплярах, свидетельство о государственной регистрации физического лица – предпринимателя, справку соответствующей государственной налоговой инспекции о присвоении идентификационного номера, копию такой справки, выданной работнику, его трудовую книжку и предъявляет паспорт. Подпись в трудовом договоре работника, не присутствовавшего во время его регистрации, удостоверяется нотариально.

К вопросу 2

Вопрос, поднятый в запросе (когда при снятии с регистрации трудового договора работник с принадлежащими ему документами по тем или иным причинам не являлся в центр занятости вместе с физическим лицом – работодателем и государственная служба занятости не имела правовых оснований на снятие трудового договора с регистрации), в настоящее время решен путем принятия 29.10.2009 г. Кабинетом Министров Украины постановления N 1168 “Некоторые вопросы применения законодательства о труде физическим лицом, использующим наемный труд”.

Теперь при условии соблюдения требований, установленных в постановлении Кабинета Министров Украины от 29.10.2009 г. N 1168, в частности пункта 5 данного постановления, физическое лицо – работодатель может снять с регистрации трудовой договор без присутствия работника.

Государственная служба занятости в течение трех рабочих дней со дня поступления указанных в пункте 5 данного постановления документов снимает трудовой договор с регистрации, о чем делает соответствующую запись в книге регистрации трудовых договоров и сообщает работнику (пункт 6 постановления Кабинета Министров Украины от 29.10.2009 г. N 1168).

Исходя из пункта 7 постановления Кабинета Министров Украины от 29.10.2009 г. N 1168 по обращению работника, не присутствовавшего во время снятия трудового договора с регистрации, должностное лицо центра занятости в течение трех рабочих дней со дня такого обращения делает соответствующую отметку в выданном ему экземпляре трудового договора и удостоверяет в трудовой книжке запись об увольнении с работы, внесенную физическим лицом.

К вопросу 3

Вопросы привлечения работодателей к ответственности за нарушение требований трудового законодательства Украины находятся в пределах компетенции уполномоченного государственного органа – Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде и соответствующих подразделений данного государственного органа – территориальных государственных инспекций труда (Положение о Государственном департаменте надзора за соблюдением законодательства о труде, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 18 января 2003 года N 50).

Действительно, согласно статье 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях нарушение требований законодательства о труде влечет наложение соответствующего штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и граждан – субъектов предпринимательской деятельности.

К вопросу 4

Положения постановления Кабинета Министров Украины “Некоторые вопросы применения законодательства о труде физическим лицом, использующим наемный труд” от 29.10.2009 г. N 1168, в частности и относительно снятия трудового договора с регистрации при отсутствии наемного работника, являются обязательными к исполнению органами государственной службы занятости.

В то же время обращаем внимание на то, что, в случае если документы, которые представлены для регистрации или снятия с регистрации трудового договора, не соответствуют требованиям постановления Кабинета Министров Украины от 29.10.2009 г. N 1168, органы государственной службы занятости возвращают их без совершения каких-либо действий с указанием причины (пункт 8 постановления Кабинета Министров Украины от 29.10.2009 г. N 1168).

 

Начальник Инспекции 

И. Довженко 

 

 

© Інформаційно-аналітичний центр «ЛІГА», 1991 – 2010
© ТОВ «ЛІГА ЗАКОН», 2007 – 2010

Матеріали до теми


Верховна Рада ухвалила в другому читанні законопроєкт про мобілізацію
Верховна Рада ухвалила в другому читанні «Проєкт Закону про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо окремих питань проходження ...
Якими будуть нові штрафи за порушення норм про мобілізацію та військовий облік
Комітет Верховної Ради з питань правоохоронної діяльності під час розгляду законопроєкту щодо посилення відповідальності за військові правопорушення виключив кримінальну відповідальність ...
ТЦК почали виклик громадян, які досягли 25-річного віку, для уточнення даних
Президентом України підписано Закон України від 30 травня 2023 року № 3127-IX «Про внесення змін до Закону України «Про військовий ...
Що чекає на військових та військовозобов’язаних, які мають статус обмежено придатних
Підписаний Президентом Закон України № 3621-IX, який, зокрема, передбачає скасування статусу «обмежено придатний», був опублікований 4 квітня, а набуває чинності ...