Журнал «Менеджер по персоналу»: важно, актуально, любопытно


Минсоцполитики планирует реформировать систему назначения пособия по безработице: сегодня оно практически соответствует уровню минимальной заработной платы, поэтому не стимулирует людей к поиску работы. Кроме того, изменятся принципы работы Службы занятости: ее сотрудники будут только оформлять безработных и выступать посредниками между соискателями и частными рекрутинговыми агентствами (оплачиваться трудоустройство будет после прохождения соискателем испытательного срока) — отвечать за трудоустройство безработных граждан они больше не будут.

***

По данным ООН, сегодня на Земле живет около 7 млрд. человек. Чем же все они занимаются? Дети (в возрастной группе 0–15 лет насчитывается 1,9 млрд человек) — растут и учатся. Пенсионеры (старше 64 лет — 577 млн человек) отдыхают или пытаются выжить — кому как повезло. Из оставшихся 4,5 млрд 800 млн работают в промышленности, 1,4 млрд — в сельском хозяйстве, 1,7 млрд — в сервисе, 400 млн — предприниматели, 430 млн — безработные.

***

Корпоративная культура может быть не только вдохновляющей, инновационной или семейной, но и «токсичной». Нет-нет, речь не о мафии… Порой проблемой становится добросовестное отношение к работе или слишком высокая лояльность. Как говорят на Востоке, «слишком хорошо — тоже нехорошо». Иногда систематические переработки и сверхответственность могут приводить к трагедиям: в Японии для этого явления даже есть специальный термин — karoshi, смерть от переутомления. При законодательной норме 40 часов в неделю переработки здесь могут достигать 100 и даже 120 часов в месяц (это 11–12-часовый рабочий день при шестидневной рабочей неделе!). Неврозы, психосоматические заболевания (язва желудка, астма), депрессии и суициды из-за чрезмерной сверхурочной работы носят характер эпидемии. В 2014 году правительству было поручено справиться с проблемой. В первом же отчете Министерство здравоохранения, труда и всеобщего благосостояния Японии отметило, что более 20% компаний признали наличие сотрудников, которые в течение последнего месяца работали сверхурочно, по крайней мере, 80 часов. Правительство приняло решение, что начиная с этого уровня суды будут рассматривать иски о компенсации работникам. Теперь специальные команды «анти-кароши» из Бюро труда проводят рейды, чтобы выявить злоупотребления и предотвратить болезни и смерти. От компаний с численностью более 50 человек теперь требуется, чтобы специалисты систематически проверяли психическое здоровье работников, в том числе с использованием опросников для выявления причин и симптомов стресса (раз в год). Кроме того, признание смерти «связанной с работой» (work-related) позволяет семье требовать компенсационных выплат от работодателя. О масштабах явления говорит статистика: ежегодно в Японии фиксируется более 2 тыс. суицидов и 1,5 тыс. требований компенсации за психические расстройства, вызванные нагрузками. Но самое главное, отмечают специалисты, необходимо менять корпоративную культуру: японские менеджеры оценивают вклад сотрудника по количеству отработанных часов, поэтому воспринимают сверхурочную работу как добродетель.

***

Кроме традиционных экономических показателей, вроде «ВВП» или «торговое сальдо», энтузиасты разработали много необычных. «Индекс сексуальных официанток»: чем привлекательнее официантки в ресторанах, тем слабее экономика — в хорошие времена привлекательным людям достается более высокооплачиваемая работа. «Ширина и цвет галстуков» — в хорошие времена мужчины предпочитают узкие и яркие галстуки, а в периоды спада — темные и более широкие. «Частота краж домашних животных» (воры рассчитывают на вознаграждение или на заработок от продажи на черном рынке). «Объемы продаж губной помады и лака для ногтей» (резко растут во время обвала экономики) — женщины ищут более-менее доступные способы себя показать/вознаградить. «Индекс длины юбки» — в плохие времена дамы не могут позволить себе новые чулки, поэтому платья становятся длиннее (это наблюдение было справедливо в первой половине прошлого века, сейчас женщины, пожалуй, скорее, наденут брюки). «Продажи мужского белья» — резкое падение говорит о критическом снижении доходов. «Поставки картонных коробок» — увеличение заказов упаковочной тары говорит о том, что продавцы полны оптимистических надежд. «Потребление шампанского» — продажи растут, когда дела идут хорошо, и стремительно падают, когда ухудшаются. Наверное, свои закономерности можно выявить и в каждой организации…

***

Первый полностью укомплектованный роботами завод adidasSpeedfactory — запущен недавно в городе Ансбах, Бавария. Автоматизированная линия сборки будет выпускать кроссовки крупными партиями. Сейчас идет пилотный проект: на новых мощностях (площадь завода составляет 50 тыс. кв. м) обкатываются новые производственные процессы и новая модель производства, крупномасштабный выпуск начнется в 2017 году. Сокращение затрат на персонал позволит снизить себестоимость (при сохранении качества изделий), а значит, сократить производство в азиатских странах. При этом руководство отмечает, что роботизация не преследует цель непременно убрать людей, главная задача — скорость: производить обувь «быстрее, чем когда-либо прежде». Кроме того, автоматизация позволит уменьшить использование клеев, что снизит количество выбросов, загрязняющих окружающую среду. Второй роботизированный завод по пошиву кроссовок компания откроет в следующем году в Атланте, США. Вместе оба предприятия смогут выпускать около 0,5 млн пар кроссовок в год.

Источник: журнал «Менеджер по персоналу»

Приобрести журнал