...
Реєструйся

Кадровики решают всё?



Существует ли у нас этика работодателя? Если и существует, то в очень размытом и постоянно варьирующемся варианте. Трудовой кодекс у нас, конечно, один на всех. Но неписаный закон: “хозяин — барин” диктует нанимателю правила поведения и критерии оценки работника, сообразующиеся с характером бизнеса, курсом его ведения, наконец, с личными качествами.

Кстати, далеко не редки случаи, когда работодатель ведет себя порядочнее и адекватнее работника. Но это выявляется только в процессе трудовых отношений. А на предварительном этапе между кандидатом и его будущим боссом стоит служба персонала. От ее работы зависит ваша работа. Так — в форме короткого каламбура — можно сформулировать кредо бывших отделов кадров, ныне HR.

Для оценки кандидатов используются многообразные приемы. Это и анкетирование, и тесты, и опросники, и различные виды интервью. Но, как нам хорошо известно, судьба соискателя чаще всего решается с глазу на глаз. Пройдя пять-семь собеседований, ищущий работу обычно закаляется, как сталь, и легко выдает нужные ответы.

 

Когда дело доходит до индивидуальных привычек и взглядов на жизнь, семейного положения и вероисповедания, а также отношения к окружающей среде, можно просто отмахнуться от кадровика или заявить, что такие вопросы противоречат законодательству. Но, во-первых, тогда вы рискуете уйти с собеседования несолоно хлебавши, во-вторых, больше половины кадров в России увольняются с работы из-за конфликтов с коллегами. Поэтому умный босс настраивает службу персонала на подбор работников со сходной системой ценностей и близким образом жизни.

Тем не менее россиян, несмотря на риск упустить выгодную вакансию, раздражает большинство вопросов, задаваемых при трудоустройстве. И их тоже можно понять. Каждому, наверное, приходилось на собеседованиях видеть перед собой унылого дядьку, явно ничего не смыслящего в том, что должен уметь и знать кандидат, задающего дурацкие вопросы по бумажке и путающего правильный ответ с неправильным.

Бестактные и неуместные “заходы” сделали наших менеджеров по подбору персонала героями анекдотов наряду с сисадминами и “новыми русскими”. Прошедшие огни, воды и поменявшие десять работ за год “собеседники” записывают и вывешивают в сети “перлы” кадровиков.

Но и “эйчары” могут при желании привести массу приколов, например, из резюме трудоустраивающихся: “Знаком с чувством юмора” или: “Женат, но не курю”.

Какие же вопросы относятся к числу самых нелюбимых соискателями? О причинах ухода с предыдущей работы, о семейном положении и желаемой зарплате. Зачатки раздражения часто кроются в отсутствии элементарной корпоративной культуры. Кандидатов выводит из себя, допустим, вопрос: “Почему Вы выбрали нашу компанию?”, поскольку работа остается для большинства россиян исключительно способом заработка. Профессия и карьера в новой компании интересует их значительно меньше.

Женщин возмущает вопрос о наличии детей, потому что они видят в нем скрытую дискриминацию. Дети, увы, болеют, и их мамы вынуждены много времени проводить на больничном. Да, отсутствие штампа в паспорте в 30 лет и бездетность способны в нашем обществе вызвать косые взгляды. Но интерес к семейному положению при собеседовании может быть мотивирован и стремлением компании к стабильности, которую наличие семьи гарантирует хоть в какой-то степени.

И предыдущее место работы занимает работодателя по той же причине. Никому не хочется иметь дело со скандалистами и сутяжниками. Зато многие начальники стремятся создать коллектив единомышленников.

26 процентов желающих получить работу россиян нервируют вопросы о вредных привычках, жилье, готовности работать сверхурочно. Но и такие “подковырки” совершенно не обязательно грозят “офисным террором”. С другой стороны, кому понравится, если вы проводите половину рабочего времени в курилке или каждый понедельник приходите на работу в “разобранном” состоянии? А вопрос: “Кем вы видите себя через пять лет?” многих и вовсе загоняет в тупик.

Задача рекрутера — найти на предлагаемую должность человека, максимально соответствующего заданным боссом параметрам. Менеджеры по персоналу постоянно сталкиваются с ситуацией, когда кандидат предпринимает всевозможные ухищрения, чтобы закрыть вакансию собственной персоной, а потом через месяц увольняется по собственному желанию.

И это не может не накладывать на специалистов по рекрутингу определенного отпечатка. К тому же, не надо забывать, что у настоящего HR-а, помимо подбора и поиска персонала, еще множество обязанностей. Но служба персонала серьезной “конторы” владеет психологическими инструментами, реально позволяющими избежать приема людей не на свое место. Помните об этом и старайтесь не раздражаться на собеседованиях. Ведь на кону — ваше будущее.

 

Матеріали до теми


ТЦК та СП ігнорує відстрочку заброньованого: чи можна оскаржити в суді?
Вже понад рік діє оновлений порядок бронювання. Він надає можливість бізнесу подавати на бронювання критично важливих працівників і отримувати для ...
Актуальні питання обліку ВПО в центрі зайнятості під час воєнного стану
Питання оформлення на облік у центрі зайнятості не втрачають своєї актуальності, тим паче в період дії воєнного стану, коли люди ...