...
Реєструйся

Нужны ли льготы и чем их можно заменить?


Попытка Кабмина сократить число льготников заставило людей выйти на улицы с акциями протеста. Сейчас власть берет отступную, и уверяет, что ее неправильно поняли.
В то же время чиновники регулярно сетуют на то, как скудна казна, а армия льготников в стране — обширна. Дескать, не свести концы с концами. Специалисты утверждают: давно пришло время в корне менять систему. Воз, однако, и ныне там.

Кого поддерживаем?

Нынешние льготы многие называют пережитком СССР, но это не совсем так. В советские времена это скорее была система поощрения. Но с 1991 года льготы в руках политиков стали тем необходимым продуктом, на который менялись симпатии электората. Именно ими власть пыталась заменить систему социальной защиты. В итоге сейчас около 18 млн украинцев относятся к той или иной льготной категории. Для них предусмотрено свыше 600 (!) видов льгот, распределение которых регулирует около 50 нормативных актов. Такую статистику приводит Центр общественной адвокатуры. В этот ряд цифр нужно добавить еще одну: по подсчетам Всемирного банка, в Украине около 20% от ВВП тратится в год на соцвыплаты. Далеко не каждая экономически процветающая держава может позволить себе такую роскошь!

И ладно бы эти льготы безупречно выполняли возложенную на них миссию – но в Украине и в этой части, как водится, не обошлось без перекосов и подмены понятий. Вот хотя бы один – общеизвестный – момент.

На льготы наше небогатое государство ежегодно тратит свыше 40 млрд грн. И… только четверть из этой суммы, по данным разных экспертов, идет на поддержку социально незащищенных, остро нуждающихся в этих льготах людей! Все остальное оседает в карманах граждан, чей «льготный» статус, мягко выражаясь, вызывает вопросы. Что это за люди? Все многочисленные группы и подгруппы льготников сегодня можно разделить на две основные: социальную и профессиональную. Так вот, представители второй группы как раз и «оттягивают» значительную часть бюджетных средств для своей «льготной жизни». Это при том, что среди них присутствуют категории явно не бедствующие: уважаемые депутаты, чиновники всех видов. Любопытно, что для  этих людей льгота подразумевает не только финансовую помощь как таковую. Это еще и привилегия, которая демонстрирует принадлежность к определенному, особому классу. Для них предусмотрен широкий ассортимент государственных «бонусов» в виде бесплатного проезда, телефонных переговоров, медобслуживания, оздоровления и т. п.

В то же время выполнять взятые на себя обязательства по отношению к бесчисленным «простым смертным» льготникам из первой – «социальной» – группы государство давно не в состоянии. Свежий пример – надбавка «детям войны». Отстаивать право на нее приходится в судах, но даже если эта инстанция и принимает сторону льготника, получить деньги банально неоткуда – в бюджете нет денег.

А как у них?

Россия. Монетизация льгот у наших соседей прошла в 2005 году. Это стоило занимавшему тогда пост президента Владимиру Путину падения рейтинга. Сейчас граждане этой страны могут выбирать между определенным соцпакетом и денежной компенсацией вместо него.

Беларусь. В 2007 году президент Александр Лукашенко отменил фактически все виды льгот, которых насчитывалось около 100 видов и пользовалось ими около 6 млн человек. На подготовку населению отвели 6 месяцев, после чего количество льготников сократилось до 200 тыс. человек.

США. Малоимущим выдают карточки для получения бесплатных продуктов питания.

Два рабочих варианта

Очевидно, что мы зашли в  «льготный тупик». Отменить помощь невозможно – это вызовет шквал протестов. Кроме того, ухудшать положение граждан не  позволяет Конституция. Значит, надо менять систему в корне. На что же готовы пойти чиновники и политики?

Адресная помощь

Выдача помощи конкретному человеку лично, с учетом всех его прав и нужд.

По утверждению экспертов, вся необходимая информация о таких людях уже собрана,  вести учет для всех и каждого можно с помощью Единого государственного автоматизированного реестра лиц, имеющих право на льготы (ЕГАРЛ). В качестве главного инструмента вынашивается идея электронной социальной карты – этакое  украинское ноу-хау. С помощью карточки предполагается вести полный учет льгот, их объем и расчет. Более того – она  может иметь целый список дополнительных функций, в том числе и возможность использования ее как платежное средство.

Плюсы: За реализацией своих прав на льготы следить сможет сам человек, система обещает стать более открытой и мобильной.

Минусы: Техническая неподготовленность страны: для того чтобы карта стала универсальной, потребуется техническая революция на буквально каждом предприятии – от жилконторы  до поликлиники.

Что сделано: Жилищная субсидия – первая ласточка. Она и вводится в виде адресной помощи. Правда, как показывает практика, ласточка с трудом встает на крыло:  субсидия по-прежнему достается далеко не всем, кому на практике действительно могла бы помочь.

Монетизация льгот

Денежная компенсация нуждающимся в государственной поддержке в оговоренном объеме.

Минусы: Этот оговоренный объем денежной помощи и является главным недостатком. Жизненные потребности человека просчитать непросто – для этого необходимо разработать не одну методику. Еще одна проблема: вечно худой госбюджет, в котором вряд ли будет постоянно находиться источник финансирования «монетчиков».

Плюсы: Возможность расходовать деньги по необходимости и по своему усмотрению.
Что сделано: Сейчас в Киеве, Черновицкой, Харьковской областях и в Крыму ряд льгот для определенных категорий украинцев переводят в денежный эквивалент. Экспериментировать решили «на транспорте», и к 2015 году обещают распространить практику по всей стране.

Кстати: Электронные социальные карты уже готовятся к «обкатке». Первый серьезный шаг со стороны законодателей: парламент сказал «Да!» проекту «О документах, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Украины».

Мнения

«ПРОТИВ»
Олег Соскин, директор Института трансформации общества:
– В реальной экономике рыночного образца не должно быть льгот, а субсидии и субвенции могут быть только в денежной форме. То есть государство обязано решить, кому необходимо предоставлять компенсацию. Выдавать ее возможно только деньгами. Не может быть вариантов бесплатных преференций – иначе нарушается модель рыночных законов,  в первую очередь – закона стоимости. Скажем, не может быть такого, чтобы некая карта позволяла приобретение каких-то продуктов по цене ниже рыночной. Это немедленно обеспечит тотальную коррупцию и возвратит к  социалистической системе.

«ЗА»
Владимир Фесенко, руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента»:
– Те льготы, которые принимались в последние годы, увы, ничем не обеспечены. Тем не менее, просто их ликвидировать  – это конфликтно и несправедливо. В России через это прошли – и очень тяжело. В Грузии дей-
ствовали в духе либерализма – государство с себя просто сняло все обязательства. У нас же такие варианты применить не удастся.

Я понимаю людей, которые не хотят терять того, что им обещано. Пусть даже деньги им уже не платят, но они не хотят лишиться предоставленного им законом права. Думаю, что нужно подходить к системе дифференцированно. Например, в случае с чернобыльцами, пора разобраться, кто из них действительно имеет право на льготы, а кто – просто получил корочку. Как провести эту дифференциацию? Однозначного ответа пока нет.

Под чертой

Срок, с которого украинская система льгот должна заработать по-новому, определили 2015 годом. Именно к этому времени помощь планируют сделать адресной и обратить ее в звонкую монету. Но вот вопрос: «дозреет» ли за эти четыре года наша экономика, потянет ли  огромное количество новых обязательств? И «дозреем» ли мы, научимся ли отделять нуждающихся в помощи людей от граждан-паразитов с нескромным достатком, стремящихся припасть к государственной жиле? Сумеем ли помогать? Или нам опять «выбросят» бюджетную поддержку под какие-нибудь  выборы — как ходовой товар, — чтобы потом забыть о существовании нуждающихся до следующей оказии?

Джерело: job.ukr.net

Матеріали до теми


Розмір одноразової допомоги потерпілому внаслідок випадку на виробництві
Сума одноразової допомоги потерпілому через нещасний випадок на виробництві або професійне захворювання визначається відповідно до ступеня втрати професійної працездатності, який ...
Гарантії для працівника, призваного на службу в ЗСУ
Відповідно до статті 119 Кодексу законів про працю України, за працівниками, призваними на строкову військову службу, військову службу за призовом ...