Нужны ли льготы и чем их можно заменить?


Попытка Кабмина сократить число льготников заставило людей выйти на улицы с акциями протеста. Сейчас власть берет отступную, и уверяет, что ее неправильно поняли.
В то же время чиновники регулярно сетуют на то, как скудна казна, а армия льготников в стране — обширна. Дескать, не свести концы с концами. Специалисты утверждают: давно пришло время в корне менять систему. Воз, однако, и ныне там.

Кого поддерживаем?

Нынешние льготы многие называют пережитком СССР, но это не совсем так. В советские времена это скорее была система поощрения. Но с 1991 года льготы в руках политиков стали тем необходимым продуктом, на который менялись симпатии электората. Именно ими власть пыталась заменить систему социальной защиты. В итоге сейчас около 18 млн украинцев относятся к той или иной льготной категории. Для них предусмотрено свыше 600 (!) видов льгот, распределение которых регулирует около 50 нормативных актов. Такую статистику приводит Центр общественной адвокатуры. В этот ряд цифр нужно добавить еще одну: по подсчетам Всемирного банка, в Украине около 20% от ВВП тратится в год на соцвыплаты. Далеко не каждая экономически процветающая держава может позволить себе такую роскошь!

И ладно бы эти льготы безупречно выполняли возложенную на них миссию – но в Украине и в этой части, как водится, не обошлось без перекосов и подмены понятий. Вот хотя бы один – общеизвестный – момент.

На льготы наше небогатое государство ежегодно тратит свыше 40 млрд грн. И… только четверть из этой суммы, по данным разных экспертов, идет на поддержку социально незащищенных, остро нуждающихся в этих льготах людей! Все остальное оседает в карманах граждан, чей «льготный» статус, мягко выражаясь, вызывает вопросы. Что это за люди? Все многочисленные группы и подгруппы льготников сегодня можно разделить на две основные: социальную и профессиональную. Так вот, представители второй группы как раз и «оттягивают» значительную часть бюджетных средств для своей «льготной жизни». Это при том, что среди них присутствуют категории явно не бедствующие: уважаемые депутаты, чиновники всех видов. Любопытно, что для  этих людей льгота подразумевает не только финансовую помощь как таковую. Это еще и привилегия, которая демонстрирует принадлежность к определенному, особому классу. Для них предусмотрен широкий ассортимент государственных «бонусов» в виде бесплатного проезда, телефонных переговоров, медобслуживания, оздоровления и т. п.

В то же время выполнять взятые на себя обязательства по отношению к бесчисленным «простым смертным» льготникам из первой – «социальной» – группы государство давно не в состоянии. Свежий пример – надбавка «детям войны». Отстаивать право на нее приходится в судах, но даже если эта инстанция и принимает сторону льготника, получить деньги банально неоткуда – в бюджете нет денег.

А как у них?

Россия. Монетизация льгот у наших соседей прошла в 2005 году. Это стоило занимавшему тогда пост президента Владимиру Путину падения рейтинга. Сейчас граждане этой страны могут выбирать между определенным соцпакетом и денежной компенсацией вместо него.

Беларусь. В 2007 году президент Александр Лукашенко отменил фактически все виды льгот, которых насчитывалось около 100 видов и пользовалось ими около 6 млн человек. На подготовку населению отвели 6 месяцев, после чего количество льготников сократилось до 200 тыс. человек.

США. Малоимущим выдают карточки для получения бесплатных продуктов питания.

Два рабочих варианта

Очевидно, что мы зашли в  «льготный тупик». Отменить помощь невозможно – это вызовет шквал протестов. Кроме того, ухудшать положение граждан не  позволяет Конституция. Значит, надо менять систему в корне. На что же готовы пойти чиновники и политики?

Адресная помощь

Выдача помощи конкретному человеку лично, с учетом всех его прав и нужд.

По утверждению экспертов, вся необходимая информация о таких людях уже собрана,  вести учет для всех и каждого можно с помощью Единого государственного автоматизированного реестра лиц, имеющих право на льготы (ЕГАРЛ). В качестве главного инструмента вынашивается идея электронной социальной карты – этакое  украинское ноу-хау. С помощью карточки предполагается вести полный учет льгот, их объем и расчет. Более того – она  может иметь целый список дополнительных функций, в том числе и возможность использования ее как платежное средство.

Плюсы: За реализацией своих прав на льготы следить сможет сам человек, система обещает стать более открытой и мобильной.

Минусы: Техническая неподготовленность страны: для того чтобы карта стала универсальной, потребуется техническая революция на буквально каждом предприятии – от жилконторы  до поликлиники.

Что сделано: Жилищная субсидия – первая ласточка. Она и вводится в виде адресной помощи. Правда, как показывает практика, ласточка с трудом встает на крыло:  субсидия по-прежнему достается далеко не всем, кому на практике действительно могла бы помочь.

Монетизация льгот

Денежная компенсация нуждающимся в государственной поддержке в оговоренном объеме.

Минусы: Этот оговоренный объем денежной помощи и является главным недостатком. Жизненные потребности человека просчитать непросто – для этого необходимо разработать не одну методику. Еще одна проблема: вечно худой госбюджет, в котором вряд ли будет постоянно находиться источник финансирования «монетчиков».

Плюсы: Возможность расходовать деньги по необходимости и по своему усмотрению.
Что сделано: Сейчас в Киеве, Черновицкой, Харьковской областях и в Крыму ряд льгот для определенных категорий украинцев переводят в денежный эквивалент. Экспериментировать решили «на транспорте», и к 2015 году обещают распространить практику по всей стране.

Кстати: Электронные социальные карты уже готовятся к «обкатке». Первый серьезный шаг со стороны законодателей: парламент сказал «Да!» проекту «О документах, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Украины».

Мнения

«ПРОТИВ»
Олег Соскин, директор Института трансформации общества:
– В реальной экономике рыночного образца не должно быть льгот, а субсидии и субвенции могут быть только в денежной форме. То есть государство обязано решить, кому необходимо предоставлять компенсацию. Выдавать ее возможно только деньгами. Не может быть вариантов бесплатных преференций – иначе нарушается модель рыночных законов,  в первую очередь – закона стоимости. Скажем, не может быть такого, чтобы некая карта позволяла приобретение каких-то продуктов по цене ниже рыночной. Это немедленно обеспечит тотальную коррупцию и возвратит к  социалистической системе.

«ЗА»
Владимир Фесенко, руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента»:
– Те льготы, которые принимались в последние годы, увы, ничем не обеспечены. Тем не менее, просто их ликвидировать  – это конфликтно и несправедливо. В России через это прошли – и очень тяжело. В Грузии дей-
ствовали в духе либерализма – государство с себя просто сняло все обязательства. У нас же такие варианты применить не удастся.

Я понимаю людей, которые не хотят терять того, что им обещано. Пусть даже деньги им уже не платят, но они не хотят лишиться предоставленного им законом права. Думаю, что нужно подходить к системе дифференцированно. Например, в случае с чернобыльцами, пора разобраться, кто из них действительно имеет право на льготы, а кто – просто получил корочку. Как провести эту дифференциацию? Однозначного ответа пока нет.

Под чертой

Срок, с которого украинская система льгот должна заработать по-новому, определили 2015 годом. Именно к этому времени помощь планируют сделать адресной и обратить ее в звонкую монету. Но вот вопрос: «дозреет» ли за эти четыре года наша экономика, потянет ли  огромное количество новых обязательств? И «дозреем» ли мы, научимся ли отделять нуждающихся в помощи людей от граждан-паразитов с нескромным достатком, стремящихся припасть к государственной жиле? Сумеем ли помогать? Или нам опять «выбросят» бюджетную поддержку под какие-нибудь  выборы — как ходовой товар, — чтобы потом забыть о существовании нуждающихся до следующей оказии?

Джерело: job.ukr.net

Матеріали до теми


Зміна юридичної адреси (місцезнаходження) підприємства: особливості воєнного стану
Через військові дії багато підприємств змушені були переїхати у безпечніші регіони. При цьому є потреба зберегти якомога більше зв’язків із партнерами та ...
«Лікарняний» під час попередження про звільнення за власним бажанням
Згідно зі статтею 38 Кодексу законів про працю (далі — КЗпП) працівник має право розірвати трудовий договір, укладений на невизначений ...
Середньоденний розмір допомоги за листками непрацездатності: як він змінився за пів року
Середньоденний розмір допомоги по тимчасовій втраті працездатності за підсумками липня становить 438,54 гривні — на 37,52 грн більше, ніж у ...