...
Реєструйся

Госслужба занятости: Частные рекрутинговые агентства нам не конкуренты


Вопреки бытующему мнению, что государство помогает трудоустроиться только рабочим, в центрах занятости предлагают тысячи вакансий на руководящие должности. Среди работодателей, которые ищут сотрудников через госслужбу, — крупные банки и представительства международных корпораций.

О том, как найти работу или освоить новую профессию за государственный счет, о спросе и предложении на рынке труда, а также о том, почему служба занятости и рекрутинговые агентства – не конкуренты, корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ рассказал директор Государственной службы занятости Украины Владимир Галицкий.

 

– Владимир Михайлович, какую роль отводит себе Госслужба занятости на рынке, какие задачи вы призваны решить?

– Основная задача, которую ставит перед нами ситуация на рынке труда и мы сами, – это урегулирование профессионально-квалификационного дисбаланса. Решить эту задачу можно, в частности, за счет организации профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации безработных по востребованным работодателями профессиям.

Сегодня мы обучаем и повышаем квалификацию по 300 профессиям. В течение 2010 года по направлению госслужбы занятости проходили обучение 203,3 тыс. безработных граждан. 85,9% из них – трудоустроены. В январе-апреле 2011 года уже прошли обучение 103,5 тыс. человек.

Госслужба занятости создает по всей стране сеть современных центров профессионально-технического обучения для взрослого населения (ЦПТО) на современной материально-технической базе с общежитиями гостиничного типа. 17 февраля 2011 года состоялось открытие одного из таких центров – в Одессе при участии президента Украины Виктора Януковича.

– Сколько сегодня таких центров в Украине?

– На сегодняшний день в системе службы занятости функционирует 10 профессиональных учебных заведений. Центры ПТО получили лицензии для организации обучения по 87 профессиям (в 2010 году фактически безработные обучались по 79 профессиям). В 2010 году там обучились порядка 17 тыс. слушателей (8,4% от общего числа безработных). Уровень трудоустройства составляет 86%. В перспективе центры профессионального обучения для взрослых будут созданы в каждом регионе Украины. А уровень охвата безработных профобучением мы планируем довести до 20%. В ближайших планах – открытие обновленного Крымского ЦПТО.

Из указанных профессий большинство – это рабочие специальности? Есть ли подготовка, например, бухгалтеров, программистов, дизайнеров, есть ли языковые курсы?

– На сегодняшний день представителями центров профессионально-технического обучения совместно с работодателями уже разработана тематика курсов целевого повышения квалификации по таким профессиям: современные технологии бухгалтерского учета, использование поисковых систем в профессиональной деятельности, иностранный язык в профессиональной деятельности. Потребность такого повышения квалификации определена не только работниками ЦПТО ГСЗ, но и слушателями, т. к. приобретение дополнительных профессиональных компетенций позволяет сохранить конкурентоспособность на рынке труда.

– Как отбираются профессии в этот список? Как вы определяете, что профессия востребована?

– Перечень профессий в центрах ПТО формируется в соответствии с потребностями рынка труда. Важным является и факт быстрого трудоустройства слушателя после окончания курсового обучения.

– Многие работодатели считают, что обращаться в Госслужбу занятости бессмысленно – мол, хорошие работники работу не теряют и на учет не становятся. Что может предложить госслужба?

– В 2010 году почти 200 тыс. работодателей обратились к нам за помощью в подборе персонала. Конечно, нам хотелось бы, чтобы их было больше, тем более, что нам есть что предложить. Мы можем подобрать работников на свободные рабочие места, обучить безработных профессии под заказ работодателей. Также содействуем в организации оплачиваемых общественных работ, предоставляем широкий спектр информационных, консультационных услуг, в целом более 20 видов услуг.

Предоставление дотаций из средств страхового Фонда на случай безработицы на компенсацию заработной платы – одна из наших действенных услуг. В 2010 году мы возобновили этот, приостановленный в кризисное время, вид поддержки работодателей. В течение прошлого года этой услугой воспользовались свыше 15 тыс. работодателей. Дотации предоставлялись для 53,3 тыс. человек, принятых на работу по направлению центров занятости. В январе-апреле 2011 года благодаря предоставлению дотаций было трудоустроено 13 тысяч безработных.

– Бытует мнение, что через Госслужбу бесполезно искать хороших руководителей. Почему работодатели не ищут персонал на руководящие должности через центры занятости?

– Это ошибочное мнение. Ежедневно база данных вакансий госслужбы занятости обновляется, сегодня она насчитывает порядка 24 тыс. вакансий для руководителей высшего состава – это руководители предприятий, менеджеры высшего звена, профессионалы различных отраслей науки.

Например, в базе данных вакансий государственной службы занятости совсем недавно были такие вакансии: руководитель подразделения на ДП “Лактилис –Украина” (зарплата 20 тыс.грн.), заместитель директора НАК “Нефтегаз Украины” (зарплата свыше 14 тыс. грн.), директор департамента “ВТБ Банка”, менеджер по оптовой торговле ДП “Адидас – Украина” (зарплата 12 тыс.грн.). По-моему, это достаточно красноречивые примеры.

– В свете сказанного, являются ли частные рекрутинговые компании для вас конкурентами?

– И госслужба занятости, и частные агентства по трудоустройству выполняют роль посредника на рынке труда – помогают работодателю подыскать нужного специалиста, а человеку – подходящую работу. Но формы и методы предоставления услуг у нас разные.

Госслужба занятости – это государственный институт, который на основе социального страхования предоставляет услуги и населению, и работодателям бесплатно. Более того, госслужба вкладывает средства, полученные в виде части единого социального взноса, в оплату профессионального обучения безработных, в предоставление дотаций работодателям и т.д. Кроме того, мы владеем единой базой вакансий по всей Украине. Мы ее и создали с помощью Единой информационно-аналитической системы (ЕИАС), расширив зону поиска для каждого клиента не только в пределах города, района, области, но и страны в целом.

Соискатели могут искать работу через Интернет-ресурсы госслужбы занятости, используя бесплатную интерактивную телефонную систему или даже через короткий номер мобильного. Во всех центрах занятости установлены компьютеры самостоятельного поиска вакансий с сенсорным дисплеем (touch-screen).

Рекрутинговые агентства – это коммерческие структуры, которые получают доход от предпринимательской деятельности. Их услуги оплачивает работодатель или претендент на вакансию. Агентства занимаются исключительно поиском работы или персонала, не выплачивают пособие, не помогают овладеть новой специальностью или повысить квалификацию, не содействуют своим клиентам в открытии собственного дела, не создают инновационные технологии в сфере занятости… То есть служба занятости и рекрутинговые агентства – не конкуренты, каждый занимает свой сегмент на рынке труда.

– В дискуссиях о рынке труда звучит мнение о необходимости введения в Украине трудоустройства исключительно через Госслужбу занятости, как это происходит во многих других странах. Действительно ли необходимо лишать работы частных рекрутеров?

– Раньше государственные службы занятости в большинстве стран были созданы как государственные организации для посреднической деятельности в трудоустройстве, часто с монопольным положением. В течение последних двух десятилетий ситуация изменилась, т.к. единственная монопольная организация не способна обслуживать гибкий, быстро меняющийся рынок труда. Тем более, что во многих странах государственные службы занятости стали объектом ограничений государственных расходов, что означает – сужение возможностей.

Понимание этой проблемы привело к принятию Конвенции МОТ № 181 “О частных агентствах занятости”. Во многих европейских странах (Португалия, Дания, Нидерланды, Швеция, Германия, Финляндия и др.) монополия государственной службы занятости была официально ликвидирована. На сегодняшний день Конвенцию ратифицировали 23 страны. Украины в их числе нет.

Что касается вопроса – решит ли проблему безработицы трудоустройство исключительно через Государственную службу занятости, могу сказать – уровень безработицы зависит не от формы поиска работы, а от социально-экономических процессов. Сегодня, согласно действующему законодательству, работодатели обязаны ежемесячно в полном объеме информировать центр занятости о наличии свободных рабочих мест. Но это совсем не означает, что они должны принимать на работу сотрудников только из числа клиентов службы занятости.

Работодатель имеет право самостоятельно осуществлять поиск необходимых работников. И только работодатель принимает решение, кого из кандидатов он возьмет на работу – направленного центром занятости, подобранного самостоятельно или предложенного частным рекрутинговым агентством. Право выбора остается за ним. На мой взгляд, обязаловка в приеме на работу только по направлению центров занятости будет ущемлять право выбора как работодателя, так и работника.

– Какие схемы трудоустройства при помощи государственной службы занятости существуют?

– Я уже назвал ряд наших услуг. Кроме прямого подбора вариантов трудоустройства для незанятого населения, это и бронирование рабочих мест для людей, нуждающихся в дополнительной социальной защите (молодежи, женщин с детьми, граждан предпенсионного возраста, а также лиц, вернувшихся из мест лишения свободы). В 2010 году при содействии государственной службы занятости всего нашли работу свыше 744 тыс. человек. За январь-апрель 2011 года с нашей помощью трудоустроено почти 267 тыс. человек, это на 15,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Для безработных, для которых на рынке труда нет подходящей работы, но у них есть желание и способности к предпринимательству, государственная служба занятости предоставляет помощь в открытии собственного дела. Такие безработные на специальных курсах, организованных службой занятости, разрабатывают собственный бизнес-план. В случае его успешной защиты, безработный получает всю причитающуюся ему сумму пособия по безработице (или ее остаток) единовременно.

В 2010 году такое пособие для открытия собственного дела получили 13,3 тыс. безработных. Преимущественно наши сограждане идут в торговлю, занимаются ремонтом автомобилей, сельским хозяйством, операциями с недвижимостью, оказывают индивидуальные услуги. Опыт работы по этому направлению с 2001 года показывает, что многие бывшие безработные становятся успешными предпринимателями, сами создают рабочие места и трудоустраивают безработных, находящихся на учете. За последние годы бывшие безработные, а ныне – предприниматели создали свыше 1 тысячи рабочих мест.

Одна из возможностей поиска постоянной занятости – это участие в оплачиваемых общественных работах. В прошлом году в таких работах принимали участие 318,2 тыс. безработных. Для каждого пятого человека, привлеченного к общественным работам, это становится постоянным местом работы.

– Будет ли реализовано предложение Сергея Тигипко о перемещениях рабочей силы в те регионы, где в ней испытывается наибольшая потребность? Какие условия должны быть созданы для того, чтобы заинтересовать людей в переезде?

– Сегодня актуальным остается трудоустройство выпускников вузов и ПТУ, которые получили знания, но не имеют опыта работы. Считаю, что необходимо и дальше развивать механизм их трудоустройства на первое рабочее место с предоставлением дотаций работодателю из госбюджета. В прошлом году перечень профессий (специальностей) для использования дотаций был расширен с 7 до 57. Мы вносили предложение не устанавливать ограничений таким перечнем, вообще отказаться от него и обеспечить господдержку для всех выпускников, которые трудоустраиваются на первое рабочее место.

Что касается поддержки миграции рабочей силы в трудонедостающие регионы – могу сказать, что сегодня мы изучаем международный опыт, в частности, Словении, России. По его результатам будет принято решение о необходимости и возможностях внедрения межрегионального перераспределения рабочей силы.

– Какая динамика уровня безработицы наблюдается сейчас на украинском рынке? Какая часть безработных находится вне поля зрения Госслужбы занятости?

– На рынке труда наблюдаются положительные тенденции сокращения объемов и уровня безработицы (по методологии МОТ) во всех регионах Украины. Согласно последним опубликованным данным Государственной службы статистики Украины, уровень безработицы населения снизился с 8,8% в 2009 году до 8,1% в 2010 году. При этом уровень безработицы в Украине остается более низким, чем в среднем в странах Евросоюза, где он вырос с 8,9% в 2009 году до 9,6% в 2010 году.

В среднем за 2010 год численность безработного населения (по методологии МОТ) в Украине, по сравнению с прошлым годом, снизилась на 173,2 тыс. чел. и составила почти 1,8 млн. чел. Необходимо отметить, что методология МОТ учитывает экономически активное население в возрасте 15-70 лет, т. е. тех, кто ищет работу и с помощью государственной службы занятости, и самостоятельно. В течение 2010 года услугами службы занятости воспользовались свыше 1,8 млн. незанятых граждан; в І квартале 2011 года – 911,4 тыс. человек, это на 91 тысячу больше, чем в соответствующем периоде 2010 года.

– Какие специальности сейчас наиболее востребованы на украинском рынке труда, а какие могут стать таковыми в этом году?

– Наиболее популярными профессиями, на которые есть постоянный спрос у работодателей, являются высококвалифицированные рабочие (слесари, токари, водители, работники по ремонту электрического оборудования), а также специалисты высокого уровня квалификации, топ-менеджеры, экономисты, врачи, инженеры, ІТ-специалисты. При этом работодатели предъявляют высокие требования к уровню подготовки сотрудников, их опыту работы, а также, кроме основной профессии, требуют знания иностранных языков, новых информационных технологий и т.п.

– Владимир Михайлович, каков Ваш прогноз по вопросам безработицы в Украине на ближайший год?

– На развитие событий, происходящих на рынке труда в 2011 году, будут влиять изменения в экономике и социальной сфере страны, связанные с преодолением последствий кризиса. Проблемы в сфере занятости, характерные для кризисного периода, определенным образом будут сохраняться, однако острота их будет значительно меньшей. В то же время их решение будет тормозиться недостаточно высокой ( по сравнению с докризисным периодом) динамикой развития производства и несоответствием качества рабочей силы потребностям работодателей.

Прогнозируется, что уровень безработицы (по методологии МОТ) в 2011 году будет находиться в пределах 7,6–8,1%. Актуальными останутся проблемы недостаточного спроса на рабочую силу, профессионально-квалификационного дисбаланса на рынке труда и ограниченных возможностей трудоустройства молодежи.

Александр ВИННИЧЕНКО

Источник: biz.liga.net

Матеріали до теми


Оплата тимчасової непрацездатності застрахованій особі, яка працює за сумісництвом
З 1 січня 2023 року до Закону України «Про загальнообов’язкове державне соціальне страхування» від 23 вересня 1999 року № 1105-XIV ...
Чи повинен роботодавець вести військовий облік жінок на підприємстві
У сьогоднішніх реаліях, що зумовлені тривалою боротьбою України проти збройної агресії рф, питання ведення військового обліку жінок на підприємствах набуло ...
Бронювання працівників: роз’яснення юриста
Попри те що захист держави — це конституційний обов’язок громадян України, законодавець передбачив для певної категорії громадян можливість не виконувати ...
Соціальна відповідальність роботодавця охоплює за певних умов і пенсійне забезпечення колишніх працівників
Соціальна відповідальність роботодавця (його правонаступника) охоплює не лише економічні обов’язки перед працівниками, а й містить соціальну й етичну складову, що ...