...
Реєструйся

Путь карьериста 2010: правила изменились


Карьеристы уже не стремятся проработать всю жизнь в одной компании. Лояльность к работодателям и желание доработать до пенсии в одной компании стремительно сокращаются.

Традиционно успешная карьера измеряется вертикальным продвижением по службе и соответствующим ростом компенсационного пакета. Но последние тенденции на мировом рынке труда заставляют всерьез пересмотреть это правило. Пожизненное служение одной компании давно кануло в Лету, на первый план выходят опыт и навыки в разных сферах бизнеса.

«Классика» осталась в прошлом

Менять работу каждые 4-5 лет – это уже статистическая норма”, – рассказывает Сергей Гончаров, менеджер отдела управления персоналом “Бритиш Американ Тобакко Украина”.

Кроме того, по его словам, стремительная интернационализация, глобализация и скоростное развитие технологий влекут за собой постоянные изменения в наборе и смысловом наполнении профессий и специальностей. “По утверждениям HR-специалистов, примерно 70% должностей и профессий, которые будут на рынке к 2020 году, еще даже не придуманы”, – отмечает С.Гончаров.

Сейчас, по мнению представителя “Бритиш Американ Тобакко Украина”, планировать классическое восхождение по должностям не только сложно, но и неразумно. “В ХХІ веке успешными в карьере будут не те, кто торжественно поднимался по должностным ступеням, а те, кто получил необходимый опыт и навыки в разных сферах бизнеса. Осознавая неопределенность будущих профессий, их смыслового наполнения и требований, именно этот опыт, даже вернее – опыты, будут составлять конкурентное преимущество соискателей. Да, движение вверх по карьерной лестнице остается важным, но не меньший вес приобретают и параллельные перемещения, и углубление в текущий опыт”, – подытожил С.Гончаров.

Чтобы быть успешным, сотруднику нужно непрерывно и целенаправленно развиваться – анализировать свои сильные стороны и стороны для развития, обсуждать свои планы с руководителем и следить за их внедрением в жизнь. Для этого крупные компании предоставляют различные инструменты и формализованные процессы. Ну и конечно же, все это возможно, если сотрудник знает и разделяет ценности и принципы компании.

Суть карьериста

Наверное, само слово “карьерист” уже подразумевает наличие у человека честолюбия и стремления к профессиональному совершенству. Самое главное для таких людей – наличие желания работать и подтверждение этого желания на деле, отмечает специалист отдела по управлению персоналом “Эрнст энд Янг” Наталья Кривцова.

“Нам важно, чтобы человек был готов работать в большом коллективе и справляться с определенным набором разноплановых задач, выполнение которых иногда требуется в достаточно определенные или сжатые сроки. Лидерские качества и творческий подход к решению сложных ситуаций, которые могут возникнуть в работе, играют не последнюю роль в построении успешной карьеры сотрудника”, – считает эксперт.

Соглашается с коллегой и старший консультант по рекрутингу компании Brain Source International Наталья Лукьяненко. При этом, по ее словам, наличие компетентности и трудолюбия не гарантирует еще продвижения по карьерной лестнице.

“Вы должны выделяться на фоне остальных. Крайне важно, чтобы ваши способности заметили окружающие и, в первую очередь, ваше начальство. Кроме того, еще одним важным качеством менеджера, продвигающегося по карьерной лестнице, является желание быть первым. Если оно у Вас есть, и вы его демонстрируете “на деле”, это будем дополнительным плюсом”, – добавляет Н.Лукьяненко.

Лишних знаний не бывает

Безусловно, наличие дополнительного образования или тренингов у кандидата могут повысить его привлекательность в глазах работодателя при условии, что эти тренинги имеют отношение к той работе, которую он будет выполнять, рассказывает Н.Кривцова из “Эрнст энд Янг”. “А если, скажем, человек подается на вакансию консультанта в налогово-юридический отдел, при этом акцентируя внимание на дополнительных тренингах по скорочтению, вряд ли они добавят ему существенных баллов при отборе. Хотя это вопрос спорный – лишних знаний не бывает. Бесспорным является лишь факт, что наличие релевантного опыта повышает цену соискателя в глазах работодателя”, – уточняет представитель “Эрнст энд Янг”.

По мнению Н.Лукьяненко, такие виды дополнительного обучения, как MBA, ACCA, английский язык, знание редких языков программирования могут повысить существенно стоимость кандидата на рынке. Особенно при переходе на работу в другую компанию.

“Мыслите стратегически! Повышения в должности и зарплате получают те сотрудники, которые демонстрируют способность мыслить стратегически и в то же время адекватно и оперативно реагируют на изменения ситуации”, – советует старший консультант по рекрутингу Brain Source International.

Для того, чтобы продемонстрировать свою компетентность, собирайте информацию из разных источников, больше общайтесь с коллегами, чтобы быть в курсе того, что происходит в вашей профессиональной сфере. Систематизируйте и анализируйте полученную информацию – пусть она служит вам источником новых идей. “Вы должны быть хорошо информированы, а после этого не забывайте делиться ценными новостями и собственными мыслями с руководством. Кроме того, очень важно оперативно реагировать на изменения ситуации на рынке”, – считает эксперт.

Активность и лидерство

Как известно, лидерские навыки и задатки являются одним из непременных условий для человека, поставившего себе целью выстроить успешную карьеру. Однако лидерство на практике не должно означать подавление кого-либо или чего-либо, объясняет специалист по связям с общественностью KPMG в Украине Василий Губарец.

“Проактивность в ежедневной работе, творческий подход к решению поставленных задач, нестандартное мышление, умение вдохновить коллег, гибкость и адекватное восприятие нестандартных ситуаций, использование критики в конструктивном русле для решения выявленных проблем – вот, пожалуй, некоторые важные черты сотрудника, претендующего на лидерство в той или иной степени”, – резюмирует В.Губарец.

По мнению Н.Лукьяненко, самое важное для лидера сегодня – это умение брать на себя ответственность и умение четко формулировать задачу перед коллективом. “Советуйтесь, делитесь мыслями, интересуйтесь, помогайте коллегам. Не злоупотребляйте сочувствием коллег, предлагаемой вам помощью. Будьте снисходительны к чужим недостаткам, к чужим ошибкам. Старайтесь в каждом человеке разглядеть что-нибудь положительное и на основании этого положительного строить отношения с ним”, – подсказывает начинающим карьеристам старший консультант по рекрутингу.

Старт: время и место

Старт профессиональной деятельности во многом зависит от ваших планов на будущее и ваших желаний. Если вы стремитесь к карьерному росту, то однозначно работать стоит начинать в большой корпорации, начав со стажировки во время учебы в вузе, указывает Н.Лукьяненко.

Крупные компании, особенно иностранные, как правило растят, развивают свой персонал, продвигая его по карьерной лестнице. Начав работать еще в вузе, вы быстрее приобретете ценный практический опыт, который необходим как для вашего профессионального развития, так и для продвижения по карьерной лестнице. К тому же вы получите представление о реальном бизнесе, подкрепив свои теоретические знания практическими.

Между тем, Н.Кривцова считает, что единого рецепта успеха в вопросе, когда лучше начинать карьеру, нет. Можно найти работу как после окончания учебы, так и во время ее. И везде есть свои “за” и “против”.

В частности, положительным моментом выступает то, что если будучи студентом вы начинаете в компании со стажировки или же с самой маленькой ступени карьерной лестницы, работодатель согласен с тем, что вас еще многому нужно научить. Так, вы работаете, приобретаете опыт и одновременно учитесь у своих старших коллег. К тому же у вас есть шанс на практике применять знания, полученные во время учебы, и к окончанию вуза у вас уже накоплен определенный опыт. Таким образом вы имеете преимущество перед вчерашними студентами, не имеющими опыта работы.

Из аргументов “против” – это, конечно же, сложность совмещения работы и учебы и катастрофическая нехватка времени у студента. Если от этого страдают результаты работы, то работодатель вряд ли будет долго мириться с такой ситуацией, и, возможно, ему придется расстаться с молодым сотрудником.

Обязанности и оценка руководства

Проявить свои лучшие качества возможно и в рамках прямых рабочих обязанностей. В то же время, инициативность и готовность выполнять работу, выходящую за пределы формального описания функциональных обязанностей, не могут не обратить на себя внимание, считает специалист по связям с общественностью KPMG в Украине Василий Губарец.

Что касается оценки достижений руководством, то здесь следует максимально использовать возможности доступных корпоративных инструментов оценивания эффективности работы. В частности, в KPMG действует система, позволяющая выставить оценку сотруднику за проделанную на протяжении года работы, провести промежуточный и окончательный анализ этой работы, сравнить результаты с целями, поставленным в начале финансового года, поддержать двустороннюю связь между сотрудником и его куратором.

При этом нельзя забывать о пользе ежедневного неформального общения, которое не заменишь даже самыми прогрессивными системами оценивания.

Карьерный план

Если у человека есть карьерный план, то действовать нужно более-менее в соответствии с ним, стремясь к той цели, которую вы наметили для себя в части карьерного развития. Так, по словам управляющего партнера кадровой компании “Таланты для бизнеса” Валерии Казадаровой, еще лет 5 назад считалось идеальным, если человек проработал в компании года 3-5, а сейчас “нормой” считается и 2 года.

“Из моего общения с сотрудниками отдела персонала больших компаний знаю, что только на адаптацию на новом месте работы может уйти от 6 месяцев до года. Следовательно, еще нужно время, чтобы принести пользу компании, поэтому минимально приемлемый срок – это все-таки 2 года. Максимально – 5-6 лет и то, если были передвижения по службе или изменения функционала”, – уточняет В.Казадарова.

По статистике средний американец круто меняет свою жизнь 7 раз (переезжает в другой штат или страну, меняет сферу деятельности и т.д.). “У нас такое редкость, но все же: кого с большей вероятностью ждет успех – того, кто всю жизнь занимается одним и тем же делом, или того, который готов в одну минуту все бросить и начать с начала? Мне кажется, наша страна и люди, живущие в ней, по природе своей консервативны. С другой стороны, поколения меняются и сегодняшние молодые люди более независимы, космополитичны и легче воспринимают все новое, потому что мир вокруг меняется с удивительной быстротой и так или иначе всем нам приходится с этим мириться”, – отметила эксперт.

“По моим наблюдениям, сделать карьеру можно двумя способами: постоянно повышая свой уровень квалификации, интригами и, иногда, совмещая два этих способа, – Я выбрала для себя первый способ, как этичный с моей точки зрения, – рассказывает В.Казадарова.

При этом управляющий партнер кадровой компании указывает: важно, чтобы человек знал свою цель и стремился к ней, адекватно оценивал свои навыки и способности, брал на себя ответственность, был порядочен в отношении с окружающими людьми, умел учиться и извлекать уроки из собственных ошибок.

Источник: work.ua

Матеріали до теми


Кейс для кадровика. Продовження кваліфікаційної категорії та сертифікатів медичним працівникам
СИТУАЦІЯ Наказ МОЗ від 31 серпня 2023 року № 1555 «Про затвердження Змін до деяких наказів Міністерства охорони здоров’я України» ...
Мобілізація і демобілізація директора чи головбуха: як бути з правом підпису, ЕЦП і передачею справ?
Під час воєнного стану мобілізація стала реальністю для багатьох працівників, зокрема і для керівників та бухгалтерів підприємств. У разі, коли ...
Однакова юридична сила електронного та паперового військово-облікового документа: роз’яснення Міноборони
ДОВІДКОВО Директорат цифрової трансформації у сфері оборони Міністерства оборони України надає офіційне розʼяснення щодо юридичної сили електронного та паперового військово-облікового ...