Комментарий Минэкономики к Закону Украины от 15 марта 2022 № 2136-ІХ «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения»


Статья 1. Действие норм законодательства о труде в условиях военного положения

  1. Этот Закон определяет особенности трудовых отношений работников всех предприятий, учреждений, организаций в Украине независимо от формы собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также лиц, работающих по трудовому договору с физическими лицами, в период действия военного положения, введенного в соответствии с Законом Украины «О правовом режиме военного положения».
  2. На период действия военного положения вводятся ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в соответствии со статьями 43, 44 Конституции.
  3. В период действия военного положения не применяются нормы законодательства о труде в части отношений, урегулированных настоящим Законом.

Нормы Закона Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» (далее — Закон), регулирующие некоторые аспекты трудовых отношений иначе, чем Кодекс законов о труде Украины (далее — КЗоТ) и другое законодательство о труде — имеют приоритетное применение на период действия военного положения для работников всех предприятий, учреждений, организаций в Украине независимо от формы собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также лиц, работающих по трудовому договору с физическими лицами.

Нормы законодательства о труде, противоречащие положениям настоящего Закона, на период действия военного положения не применяются.

В то же время другие нормы законодательства о труде, не противоречащие положениям Закона, также могут или должны применяться в отношениях между работником и работодателем.

 

Статья 2. Особенности заключения трудового договора в условиях военного положения

  1. В период действия военного положения стороны по согласию определяют форму трудового договора.
  2. При заключении трудового договора в период действия военного положения условие об испытании для работника при принятии на работу может устанавливаться для любой категории работников.

С целью оперативного привлечения к выполнению работы новых работников, а также устранения кадрового дефицита и нехватки рабочей силы, в том числе — в результате фактического отсутствия работников, которые эвакуировались в другую местность, пребывают в отпуске, в простое, временно утратили трудоспособность или местонахождение которых временно неизвестно, работодатель может заключать с новыми работниками срочные трудовые договора в период действия военного положения или на период замещения временно отсутствующего работника.

  1. По общему правилу трудовой договор заключается, как правило, в письменной форме. Статьей 24 КЗоТ определены обязательные случаи заключения трудового договора в письменной форме.

В то же время, положения этой части позволяют отступить от этих норм и самостоятельно определять на период военного положения форму трудового договора.

  1. Согласно положениям настоящей части, нормы части третьей статьи 23 КЗоТ, которыми определен перечень категорий работников, с которыми в трудовом договоре запрещено устанавливать условие об испытаниях — не применяется.

Норма абзаца второй части второй статьи 2 дает право работодателю принимать новых работников по срочным трудовым договорам на период действия военного положения или на период замещения временно отсутствующего работника, независимо от причин его отсутствия.

 

Статья 3. Особенности перевода и изменения существенных условий труда в условиях военного времени

  1. В период действия военного положения работодатель имеет право перевести работника на другую работу, не оговоренную трудовым договором, без его согласия (кроме перевода на работу в другую местность, на территории которой продолжаются активные боевые действия), если такая работа не противопоказана работнику по состоянию здоровья. только для предотвращения или ликвидации последствий боевых действий, а также других обстоятельств, которые ставят или могут представлять угрозу жизни или нормальным жизненным условиям людей, с оплатой труда за выполненную работу не ниже средней заработной платы по предыдущей работе.
  2. В период действия военного положения нормы части третьей статьи 32 Кодекса законов о труде Украины и других законов Украины об уведомлении работника об изменении существенных условий труда не применяются.

 

  1. Для осуществления такого перевода по инициативе работодателя должны соблюдаться следующие условия:

1) перевод осуществляется исключительно для выполнения работ, направленных на предотвращение или ликвидацию последствий боевых действий, а также других обстоятельств, которые представляют или могут представлять угрозу жизни или нормальным жизненным условиям людей;

2) перевод не осуществляется в другую местность, на территории которой продолжаются активные боевые действия (для перевода в другую местность, на территории которой продолжаются активные боевые действия, необходимо согласие работника);

3) оплата труда за проделанную работу не ниже средней заработной платы по предыдущей работе.

  1. Согласно части третьей статьи 32 КЗоТ в связи с изменениями в организации производства и труда допускается изменение существенных условий труда при продолжении работы по той же специальности, квалификации или должности. Об изменении существенных условий труда — систем и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, установления или отмены неполного рабочего времени, совмещения профессий, смене разрядов и наименования должностей и других — работник должен быть уведомлен не позднее двух месяцев.

Таким образом, работники могут быть предупреждены об изменении существенных условий труда сразу после принятия работодателем соответствующего решения о таком изменении, но не позднее допуска к работе с измененными условиями труда.

В то же время считаем, что работники, прямо не отказавшиеся от такого изменения существенных условий труда, но не могущие в связи с военными действиями переехать в новое местонахождение предприятия, учреждения, организации — не могут быть уволены в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 36 КЗоТ .

Такие работники могут быть направлены в простой, отпуск без сохранения заработной платы или приостановлено действие трудового договора.

 

Статья 4. Особенности расторжения трудового договора по инициативе работника

  1. В связи с ведением боевых действий в районах, в которых расположено предприятие, учреждение, организация, и существования угрозы жизни и здоровью работника, он может расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе в срок, указанный в его заявлении (кроме случаев принудительного привлечения к общественно полезным работам в условиях военного положения, привлечению к выполнению работ на объектах критической инфраструктуры).

 

  1. Согласно статье 38 КЗоТ работник вправе расторгнуть трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, предупредив об этом собственника или уполномоченный им орган письменно через две недели. Кроме того, в статье 38 КЗоТ приводятся случаи, когда работник может просить расторгнуть трудовой договор в срок, в который об этом просит работник. В то же время, такого основания как ведение боевых действий в этом перечне нет.

Положения статьи предоставляют право работнику расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе в срок, указанный в его заявлении при наличии следующих условий:

1) ведение боевых действий в районах, в которых расположено предприятие, учреждение, организация и существование угрозы для жизни и здоровья работника;

2) работа по трудовому договору не обусловлена принудительным привлечением к общественно полезным работам в условиях военного положения или привлечением к выполнению работ на объектах критической инфраструктуры.

 

Статья 5. Особенности расторжения трудового договора по инициативе работодателя

  1. В период действия военного положения допускается увольнение работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности, а также в период пребывания работника в отпуске (кроме отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста) с указанием даты увольнения, которая является первым рабочим днем, следующим за днем окончания временной нетрудоспособности, указанным в документе о временной нетрудоспособности, или первым рабочим днем после окончания отпуска.
  2. В период действия военного положения нормы статьи 43 Кодекса законов о труде Украины не применяются, кроме случаев увольнения работников предприятий, учреждений или организаций, избранных в профсоюзные органы.

 

  1. Нормой закона ограничивается действие части четвертой статьи 40 КЗоТ, согласно которой не допускается увольнение работника по инициативе владельца или уполномоченного им органа в период его временной нетрудоспособности (кроме увольнения по пункту 5 настоящей статьи), а также в период пребывания работника в отпуске.

При этом особое внимание следует обратить на то, что такое увольнение происходит при наличии законных оснований для увольнения работника по инициативе работодателя (статьи 40, 41 КЗоТ), а не на основании самой временной нетрудоспособности или пребывания работника в отпуске.

  1. Статьей 43 КЗоТ установлены случаи, когда работодателю для расторжения трудового договора необходимо получить предварительное согласие выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя).

В то же время расторжение трудового договора с работниками, избранными в профсоюзные органы на основаниях, предусмотренных пунктами 1 (кроме случая ликвидации предприятия, учреждения, организации), 2–5, 7 статьи 40 и пунктами 2 и 3 статьи 41 по-прежнему требуют получения предварительного первичного согласия. профсоюзной организации (профсоюзного представителя).

Согласно части третьей статьи 41 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» увольнение членов выборного профсоюзного органа предприятия, учреждения, организации (в том числе структурных подразделений), его руководителей, профсоюзного представителя (там, где не избирается выборный орган профсоюза), кроме соблюдения общего порядка, допускается при наличии предварительного согласия выборного органа, членами которого они являются, а также вышестоящего выборного органа этого профсоюза (объединение профсоюзов).

 

Статья 6. Особенности установления и учета времени работы и отдыха

  1. Нормальная продолжительность рабочего времени работников в период военного положения не может превышать 60 часов в неделю.
  2. Для работников, которым в соответствии с законодательством устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, продолжительность рабочего времени не может превышать 50 часов в неделю.
  3. Пятидневная или шестидневная рабочая неделя устанавливается работодателем по решению военного командования вместе с военными администрациями (в случае их образования).
  4. Время начала и окончания ежедневной работы (смены) определяется работодателем.
  5. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха может быть сокращена до 24 часов.
  6. В период действия военного положения не применяются нормы статьи 53 (длительность работы в канун праздничных, нерабочих и выходных дней), части первой статьи 65, частей третьей – пятой статьи 67 и статей 71-73 (праздничные и нерабочие дни) Кодекса законов о труде Украины.

 

  1. Эта норма в период военного положения подлежит применению вместо положений части первой статьи 50 КЗоТ, определяющей, что нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю.

В то же время, не противоречит нормам Закона положение части второй статьи 50 КЗоТ, согласно которому предприятия и организации при заключении коллективного договора могут устанавливать меньшую норму продолжительности рабочего времени, чем предусмотрено в части первой настоящей статьи.

Следует учесть, что возрастание на период военного состояния нормальной продолжительности рабочего времени до 60 часов в неделю является правом, а не обязанностью работодателя.

В связи с вышеизложенным считаем, что такое увеличение должно быть обоснованным прежде всего потребностью эффективной деятельности соответствующего предприятия, учреждения, организации в оборонной сфере и сфере обеспечения жизнедеятельности населения.

При этом согласно статье 2 Закона Украины «Об оплате труда» основная заработная плата – это вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда (нормы времени, выработки, обслуживания, должностные обязанности). Она устанавливается посредством тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок для рабочих и должностных окладов для служащих.

Следовательно, тарифная ставка (оклад) оплаты труда устанавливается на основании установленных работодателем норм длительности рабочего времени, которые могут достигать 60 часов в неделю.

  1. Сокращенная продолжительность рабочего времени означает, что время, в течение которого работник должен выполнять трудовые обязанности, сокращается, однако работник имеет право на оплату труда в размере полной тарифной ставки, полного оклада. Сокращенная продолжительность рабочего времени в соответствии с положениями статьи 51 КЗоТ устанавливается:

1) для работников в возрасте от 16 до 18 лет, лиц в возрасте от 15 до 16 лет (учащихся в возрасте от 14 до 15 лет, работающих в период каникул);

Продолжительность рабочего времени учащихся, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины максимальной продолжительности рабочего времени.

2) для работников, занятых на работах с вредными условиями труда;

Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, утверждается в порядке, установленном законодательством.

Законодательством устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников (учителей, врачей и других).

Сокращенная продолжительность рабочего времени может устанавливаться за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций для работников, имеющих детей до четырнадцати лет или ребенка с инвалидностью, а также для одиноких матерей и родителей, воспитывающих ребенка без отца (матери), в том числе при длительном пребывании матери в больничном учреждении.

3., 4. Частями третьей, четвертой статьи 6 Закона определен особый порядок установления пятидневной и шестидневной рабочей недели и продолжительности ежедневной работы, чем это предусмотрено статьей 52 КЗоТ.

  1. В соответствии со статьей 70 КЗоТ Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее сорока двух часов. В то же время сокращение еженедельного непрерывного отдыха до 24 часов это право, а не обязанность работника.
  2. На период действия военного положения не действуют нормы КЗоТ относительно:

— сокращения работы на один час как при пятидневной, так и при шестидневной рабочей неделе в канун праздничных и нерабочих дней;
— продолжительности рабочего дня в преддверии выходных дней при шестидневной рабочей неделе не более 5 часов;
— ограничение предельных норм сверхурочных работ;
— перенос выходного дня на следующий после праздничного или нерабочего;
— перенос выходных и рабочих дней в соответствии с рекомендацией Кабинета Министров Украины;
— запрета привлечения к работам в выходные, праздничные и нерабочие дни;
— компенсации за вовлечение в выходные, праздничные и нерабочие дни.

 

Статья 7. Особенности организации кадрового делопроизводства и архивного хранения кадровых документов у работодателя

  1. В период действия военного положения порядок организации кадрового делопроизводства и архивного хранения кадровых документов в районах активных боевых действий определяется работодателем самостоятельно, при обеспечении ведения достоверного учета выполняемой работником работы и учета затрат на оплату труда.

 

  1. В целях минимизации расходов кадровых, финансовых и временных ресурсов на ведение всего объема документации, касающейся кадровой работы, законом предлагается работодателю самостоятельно определять порядок работы кадровых служб на предприятии, а также перечень кадровых документов, которые будут вестись на период военного положения.

В то же время для обеспечения соблюдения прав работников обязательным остается требование к работодателю относительно ведения достоверного учета выполненной работником работы и расходов на оплату труда.

 

Статья 8. Работа в ночное время

  1. В период действия военного положения не вовлекаются в ночное время без их согласия: беременные женщины и женщины, имеющие ребенка в возрасте до одного года, лица с инвалидностью, которым по медицинским рекомендациям противопоказана такая работа.
  2. В период действия военного положения нормы частей первой и второй статьи 54 Кодекса законов о труде Украины не применяются.

 

  1. Ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра.

Нормой статьи на период военного положения снимаются ограничения статьи 55 КЗоТ, в соответствии с которыми запрещается привлечение к работе в ночное время беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (статья 176).При этом беременные женщины и женщины, имеющие ребенка в возрасте до одного года, могут быть привлечены к работе в ночное время только после получения их согласия.

Согласие на вовлечение в ночное время требуется также и для лиц с инвалидностью, которым по медицинским рекомендациям противопоказана такая работа.

  1. Согласно части первой, второй статьи 54 КЗоТ при работе в ночное время установленная продолжительность работы (смены) сокращается на один час. Это правило не распространяется на работников, для которых предусмотрено сокращение рабочего времени (пункт 2 части первой и часть третья статьи 51).

Продолжительность ночной работы сравнивается с дневной в тех случаях, когда это необходимо по условиям производства, в частности, в непрерывных производствах, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем.

Вышеупомянутые ограничения в период военного положения не применяются.

 

Статья 9. Особенности привлечения к работе некоторых категорий работников

  1. В период действия военного состояния разрешается применение труда женщин (кроме беременных женщин и женщин, имеющих ребенка до одного года) с их согласия на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах.
  2. Работники, имеющие детей (кроме случаев, определенных статьей 8 настоящего Закона), в период действия военного положения могут привлекаться по их согласию к ночным и сверхурочным работам, работам в выходные, праздничные и нерабочие дни, направляться в командировки.

 

  1. Нормой вносятся исключения в статью 174 КЗоТ, которой, в частности, предусмотрен полный запрет на применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому) обслуживанию).

На период действия военного состояния применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах разрешается по их согласию.

При этом сохраняется запрет на привлечение к таким работам для беременных женщин и женщин, имеющих ребенка в возрасте до одного года.

  1. Несмотря на то, что частью шестой статьи 6 настоящего Закона снимается запрет на привлечение к работам в выходные, праздничные и нерабочие дни, нормой статьи устанавливаются гарантии привлечения работников, имеющих детей к ночным и сверхурочным работам, работам в выходные, праздничные и нерабочие дни , направление в командировку.

Для привлечения таких работников к ночным и сверхурочным работам, работам в выходные, праздничные и нерабочие дни, направления в командировку необходимо получить их согласие.

 

Статья 10. Оплата труда

  1. Заработная плата выплачивается работнику на условиях, определяемых трудовым договором.
  2. Работодатель должен принимать все возможные меры для обеспечения реализации права работников на своевременное получение заработной платы.
  3. Работодатель освобождается от ответственности за нарушение обязательства по срокам оплаты труда, если докажет, что это нарушение произошло вследствие ведения боевых действий или других обстоятельств непреодолимой силы.

Увольнение работодателя от ответственности за несвоевременную оплату труда не освобождает его от обязанности выплаты заработной платы.

  1. В случае невозможности своевременной выплаты заработной платы в результате ведения боевых действий срок выплаты заработной платы может быть отсрочен до момента возобновления деятельности предприятия.

 

1., 2. Работодатель должен соблюдать требования законодательства по оплате труда и принимать все возможные меры для обеспечения реализации права работников на своевременное получение заработной платы.

3., 4. В случае нарушения обязательства по срокам оплаты труда, работодатель должен доказать, что это нарушение произошло именно вследствие ведения боевых действий или действия других обстоятельств непреодолимой силы.

Если вышеуказанные обстоятельства не доказаны, работодатель несет ответственность согласно законодательству.

Освобождение от ответственности за нарушение обязательства вследствие ведения боевых действий или других обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) не освобождает от выполнения самого обязательства.

Таким образом, после устранения вышеупомянутых обстоятельств, лицо обязано выполнить все свои обязательства перед другой стороной. Обращаем внимание, что Торгово-промышленная палата Украины (ТПП) сообщила об удостоверении факта наступления форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) с 24 февраля 2022 года.

Так, согласно письму ТПП от 28.02.2022 № 2024/02.0-7.1 Торгово-промышленная палата Украины (далее — ТПП Украины) на основании статей 14 и 141 Закона Украины от 02.12.1997 № 6 /97-BP «О торгово-промышленных палатах в Украине», Устава ТПП Украины, этим свидетельствует форс мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы): военную агрессию Российской Федерации против Украины, что стало основанием введения военного положения с 05 часов 30 минут 24 февраля 2022 сроком на 30 суток, согласно Указу Президента Украины от 24 февраля 2022 г. № 64/2022 «О введении военного положения в Украине».

Учитывая это, ТПП Украины подтверждает, что указанные обстоятельства с 24 февраля 2022 года до их официального окончания, являются чрезвычайными, неотвратимыми и объективными обстоятельствами для субъектов хозяйственной деятельности и/или физических лиц по договору, отдельным налоговым или другим обязательствам. обязательствам, исполнение которых/-го наступило согласно условиям договора, контракта, соглашения, законодательных или других нормативных актов и исполнение в соответствии с которыми/-го стало невозможным в установленный срок вследствие наступления таких форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) .

 

Статья 11. Остановка действия отдельных положений коллективного договора.

  1. На период военного положения действие отдельных положений коллективного договора может быть остановлено по инициативе работодателя.

 

  1. Вместе с тем считаем, что с целью обеспечения защиты трудовых прав работников работодателю целесообразно перед принятием такого решения провести соответствующие консультации со стороной работников и проинформировать ее о принятом решении.

 

Статья 12. Отпуска

  1. В период действия военного положения ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 24 календарных дня.
  2. В период действия военного положения работодатель может отказать работнику в предоставлении любого вида отпусков (кроме отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста), если такой работник привлечен к выполнению работ на объектах критической инфраструктуры.
  3. В течение периода действия военного положения работодатель по просьбе работника может предоставлять ему отпуск без сохранения заработной платы без ограничения срока, установленного частью первой статьи 26 Закона Украины «Об отпусках».

 

  1. С даты вступления в силу Закона и до окончания действия военного положения максимальная продолжительность ежегодного основного отпуска будет составлять 24 календарных дня. При этом работнику могут быть предоставлены ежегодные дополнительные отпуска, социальные и другие отпуска в соответствии с Законом Украины “Об отпусках”. Если продолжительность ежегодного основного отпуска работника составляет более 24 календарных дней, разница дней отпуска не теряется, а должна быть предоставлена по окончании действия военного положения.
  2. В период действия военного положения работодатель может отказать работнику в предоставлении любого вида отпусков (кроме отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста), если такой работник привлечен к выполнению работ на объектах критической инфраструктуры. Если работник не привлечен к выполнению работ на объектах критической инфраструктуры, необходимо учесть, что согласно статье 10 Закона Украины «Об отпусках» очередность предоставления отпусков определяется графиками, утверждаемыми собственником или уполномоченным им органом по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации ( профсоюзным представителем) или другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом и доводится до сведения всех работников.

Конкретный период предоставления ежегодных отпусков в пределах, установленных графиком, согласовывается между работником и собственником или уполномоченным им органом, который обязан письменно уведомить работника о дате начала отпуска не позднее чем за две недели до установленного графиком срока. Ежегодные отпуска по желанию работника в удобное для него время предоставляются:

1) лицам в возрасте до восемнадцати лет;

2) лицам с инвалидностью;

3) женщинам перед отпуском по беременности и родам или после нее;

4) женщинам, имеющим двоих и более детей в возрасте до 15 лет или ребенка с инвалидностью;

5) одинокой матери (отцу), воспитывающей ребенка без отца (матери); опекунам, попечителям или другим одиноким лицам, фактически воспитывающим одного или более детей в возрасте до 15 лет при отсутствии родителей;

6) женам (супругам) военнослужащих;

7) ветеранам труда и лицам, имеющим особые трудовые заслуги перед Родиной;

8) ветеранам войны, лицам, имеющим особые заслуги перед Родиной, а также лицам, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»;

9) родителям – воспитателям детских домов семейного типа;

10) в других случаях, предусмотренных законодательством, коллективным или трудовым договором.

По согласованию сторон трудового договора может быть произведено изменение сроков предоставления отпусков, отраженных в графике.

  1. На период действия военного положения отменяются ограничения по 15-дневному сроку предоставления отпуска без сохранения заработной платы по согласованию между работником и работодателем. По-прежнему отпуск без сохранения заработной платы будет предоставляться исключительно по инициативе работника.

 

Статья 13. Приостановление действия трудового договора

  1. Приостановление действия трудового договора – это временное прекращение работодателем обеспечения работника работой и временное прекращение работником выполнения работы по заключенному трудовому договору.

Действие трудового договора может быть приостановлено в связи с военной агрессией против Украины, что исключает возможность предоставления работы.

Приостановление действия трудового договора не влечет прекращения трудовых отношений.

  1. О приостановлении действия трудового договора работодатель и работник по возможности должны уведомить друг друга любым доступным способом.
  2. Возмещение заработной платы, гарантийных и компенсационных выплат работникам на время приостановки действия трудового в полном объеме возлагается на государство, осуществляющее военную агрессию против Украины.

 

  1. В связи с приостановкой действия трудового договора работник освобождается от обязанности выполнять работу, определенную трудовым договором, а работодатель освобождается от обязанности обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы.

Главным условием приостановки действия трудового договора является абсолютная невозможность предоставления работодателем и выполнения работником соответствующей работы.

Приостановление действия трудового договора не влечет прекращения трудовых отношений, а также выполнения других обязанностей, предусмотренных трудовым договором.

  1. Инициатором приостановки трудового договора могут являться как работодатель, так и работник.

В то же время с целью устранения правовой неопределенности рекомендуем сторонам уведомлять друг друга о приостановлении трудового договора в письменном виде или в электронной форме с использованием технических средств электронных коммуникаций.

  1. Поскольку приостановление действия трудового договора не влечет прекращения трудовых отношений, а также выполнения других обязанностей, предусмотренных трудовым договором, считаем, что при приостановлении трудового договора работодатель должен продолжать ведение учета в части определения и фиксации сумм заработной платы и компенсационных выплат, которые были бы надлежащие работнику, если бы такой приостановки не было.

Возмещение заработной платы, гарантийных и компенсационных выплат работникам на время приостановки действия трудового в полном объеме будет возложено на государство, осуществляющее военную агрессию против Украины.

Об уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — ЕСВ)

Поскольку при приостановлении трудового договора выплата заработной платы работодателем не будет производиться, то отсутствует база начисления ЕСВ, а соответственно ЕСВ не уплачивается.

При этом считаем, что работодатель также должен фиксировать размер ЕСВ, который подлежал бы выплате из сумм заработной платы и компенсационных выплат, которые выплачивались бы работнику, если бы такой приостановки трудового договора не было.

Возмещение этих платежей на время приостановки действия трудового будет возложено на государство, осуществляющее военную агрессию против Украины.

 

Статья 14. Деятельность профсоюзов

  1. В рамках своей деятельности профессиональные союзы должны максимально способствовать обеспечению обороноспособности государства и обеспечивать общественный контроль над минимальными трудовыми гарантиями, предусмотренными настоящим Законом.
  2. На период действия военного положения приостанавливается действие статьи 44 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и соответствующие нормы коллективных договоров.
  3. В условиях военного положения, расширение полномочий работодателей и моратория на проведение проверок деятельности хозяйствующих субъектов особая роль за соблюдением трудовых прав граждан отводится профессиональным союзам.

Так, например, профессиональные союзы могут выявлять и инициировать перед правоохранительными органами вопросы привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в грубом нарушении законодательства о труде.

  1. На период действия военного положения работодатели не обязаны отчислять средства первичным профсоюзным организациям на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работу в размерах, предусмотренных коллективным договором и соглашениями, но не менее 0,3 процента фонда.

При этом законодательством не запрещено производить такие отчисления в добровольном порядке при наличии у работодателей такой возможности.

 

КОНЕЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его публикации.
  2. Главу XIX «Заключительные положения» Кодекса законов о труде Украины (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1971 г., приложение к № 50, ст. 375) дополнить пунктом 2 следующего содержания:

«2. Во время действия военного положения, введенного в соответствии с Законом Украины «О правовом режиме военного положения», действуют ограничения и особенности организации трудовых отношений, установленные Законом Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения».

  1. Настоящий Закон действует во время военного положения, введенного в соответствии с Законом Украины «О правовом режиме военного положения», и теряет силу со дня прекращения или отмены военного положения, кроме части третьей статьи 13 настоящего Закона, которая теряет силу с момента завершения выплаты государством, осуществляющим военную агрессию против Украины, возмещение заработной платы, гарантийных и компенсационных выплат работникам.

 

Закон действует только на период военного положения.

Несмотря на то, что военное положение введено в Украине указом Президента Украины от 24 февраля 2022 г. № 64/2022, положения настоящего Закона применяются исключительно со дня, следующего за днем его публикации.

После прекращения военного положения остается действующей только норма части третьей статьи 13 настоящего Закона, которой установлено, что возмещение заработной платы, гарантийных и компенсационных выплат работникам на время приостановки действия трудового в полном объеме возлагается на государство, осуществляющее военную агрессию против Украины.